пятница, 3 мая 2013 г.

Коннективизм: сетевое обучение VS приобретение знаний



Размышления вслух о коннективизме и обучении
Все больше сомнений возникает в том, а является ли коннективизм "территорией обучения", а тем более - его теорией?
Если говорить о цели коннективистских проектов как об извлечении и/или приобретении индивидом знания, а также, безусловно, оформления индивидом его понимания и смыслов, то цель "похожа" на обучающую.
Однако, по определению, обучение = преподавание + учение. Отсутствие в коннективизме (как минимум в явном виде) преподавания, заставляет смотреть на него как на нечто особое, быть может, недо- или полупедагогическое.   

Коннективистское взаимодействие может также привести к созданию нового знания. И это здорово! Является ли генерирование нового знания прерогативой обучения конкретной аудитории (студентов-врачей, например, или авиадиспетчеров. Представляете?) В традиционном понимании, едва ли. 
Включение коннективистких решений в рамки компетентностного подхода (да и в процесс традиционного обучения также) позволяет говорить либо о зарождении новой концепции - порождающего (знания) обучения, либо о формировании особых методик сетевого порождающего обучения в рамках уже имеющихся парадигм. А тут уже и до формирования талантов и, в бизнесе, до управления талантами рукой подать.

Однако, ИМХО, коннектистивистское обучение взаимодействие окажется успешным и полезным, 

  1. если его участники заранее обладают определенным набором знаний, умений в предметной области и компетенций (прежде всего по работе со знанием и коммуникативных), которые приобретены ими ранее в рамках, как правило, "нормального" обучения (преподавания + учения).  
  2. когда новые ценные знания и смыслы, умения, навыки и компетенции, приобретенные участниками коннективисткого взаимодействия смогут ...

·         либо применяться ими на практике,
·         либо быть распространены среди других людей средствами ... традиционного обучения, ибо повторить в точности процесс индивидуального извлечения/приобретения и осмысления новой информации в следующем коннективистом акте взаимодействия уже не удастся.

Каким может быть сухой (практический) остаток из этих пространных рассуждений?

Попробую выдвинуть ряд соображений:

  1. Коннективистское взаимодействия не стоит проводить в неподготовленной или сильно отличающейся по уровню базовых ЗУНов, особенно по мыслительным навыкам и коммуникативным компетенциям,  аудиторией. Это не означает, что все должны быть подготовлены одинаково и даже быть специалистами из одной предметной области. Как раз в межпредметном взаимодействии умеющих мыслить лиц коннективизм может дать весьма приличный прибавочный продукт, если участники будут обладать адекватной культурой мышления и взаимодействия.
  2. В академическом обучении: прибегать к "услугам" коннективизма а) только после приличного освоения базовых знаний и способов деятельности; б) при формировании исследовательских компетенций, при подготовке будущих творческих специалистов, проведении проектных и научно-исследовательских работ групп студентов.
  3. В корпоративном обучении и повышении квалификации:
  • поскольку извлечение и приобретение знаний, а также перевод неформального знания в формальное суть шаги доброго-старого процесса управления знаниями, рассматривать коннективистское обучение  взаимодействие стоит как средство осуществления этих шагов; 
  • использовать коннективисткие способы в группах практики, качества, аналитиками и экспертами компаний (отраслей) для порождения нового знания, а также в процессах управления талантами. Реже, где это рационально, и при подготовке кадрового резерва.
В итоге и обучение цело, и коннективизм сыт. Что думаете, коллеги?

11 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за ценные мысли, Владимир! Один вопрос на уточнение. Цит. Коннективистское взаимодействия не стоит проводить в неподготовленной или сильно отличающейся по уровню базовых ЗУНов, особенно по мыслительным навыкам и коммуникативным компетенциям, аудиторией.

    Как Вы видите механизмы выявления такой "разницы потенциалов", особенно в отношении двух последних из названных составляющих. Я говорю про случай, когда организатор такого взаимодействия не занимался сам предварительной подготовкой "доводкой" участников до требуемого уровня.

    ОтветитьУдалить
  3. Владимир,
    Спасибо за оценку мыслей, хоть они, отдаю себе отчет, скорее постановка вопросов и рекогносцировка пограничья на стыке обучения и коннективизма, а не до конца выверенные и проверенные суждения.

    Постараюсь ответить на часть Ваших вопросов (т.к. анализ контента говорит, что их здесь несколько):
    1. Не стоит организовывать взаимодействие, если базовая подготовка аудитории и паттерны мышления и взаимодействия принципиально разняться. Иначе это будет не коннективистское обучение, а кураторство аудитории организатором якобы коннективистского проекта. И про какого организатора Вы говорите? В коннективизме типа все равноправны и имеет якобы место тотальная самоорганизация и распределенная фасилитация. Что Сименс с Доунсом в эту сторону говорят?
    2. Разницу потенциалов выбранной аудитории выявлять необязательно, она имеет место по определению. Не будь ее – коннективизм был бы бессмысленен. Любой человек знает что-то лучше меня, более опытен в чем-то и компетентнее в том, в чем я слаб или вовсе некомпетентен. Вот такая демократия и равенство участников, обеспечивающее необходимую динамику процесса. Никто не должен чувствовать себя глупее других, а тем более «козлом». А если и чувствует, то а) это его проблемы, б) эти проблемы распределенная фасилитация должна неманипулятивно снять.
    3. Не уверен, что коннективизм требует, как Вы изящно выразились, "доводки" участников до требуемого уровня». Эту доводку семья, школа, вузы, практики, менеджент, самое контекст жизнедеятельности уже провели. Коннективизм приходит уже на готовенькое поле.
    Вообще, Владимир, у меня сложилось впечатление, что Вы и не про коннективизм как таковой спрашиваете. Аудитория должна быть довольно гомогенной, представлять собой определенную социальную группу, вот, ИМХО, и всё организационное решение.
    Снять гетерогенность позволяют специфические правила и приемы осуществления взаимодействия, о которых я отчасти писал, а Вы обсуждали. Некоторые наши клиенты вполне успешно такие правила и приемы используют в своих компаниях.

    ОтветитьУдалить
  4. Отвечаю с мобильного, поэтому продолжаю разговор в нескольких постах-комментах.

    Цит.: Вы и не про коннективизм как таковой спрашиваете...
    Есть такой момент. К сожалению нет опыта участия в коннективистских проектах. Для меня привлекательность идеи таких проектов связана с опытом участия в ОДИ и схожих работах. Есть позитивный опыт такой коллективной работы, помогающей увидеть проблемы с различных позиций и под разными углами зрения, получив на такой основе материал для трансформации личных представлений и решения проблем.

    ОтветитьУдалить
  5. По пункту 2. Для того, чтобы такое движение в индивидуальных и коллективных представлениях (см. предыдущий коммент) возможно именно в силу наличия названного Вами. Именно так я понимаю взаимообучение равных: сценарий участия предполагает равные возможности в плане высказывания мнений и постановки вопросов, хотя сам "рабочий колоектв" должен быть когнитивномногообразным. Немного другими словами, но надеюсь несильно перестал Ваши
    тезисы в пункте 2.

    ОтветитьУдалить
  6. Правильно ли я понял про гомогенность=представители одной социальной группы. То есть их задачи и проблематика должны находиться в одной практической плоскости?("Озадаченность близкой проблематикой"?). Если это условие выдерживается, то грамотная фасилитация снимает все содержательные и коммунальные нюансы...

    Если все, так, тогда остается неясным только один момент: что подразумевается под базовой подготовкой аудитории?

    ОтветитьУдалить
  7. Тёзка, Вы меня запутали с коннективизмом и ОДИ.
    1. В том-то и беда, что внешний коллективистский (или групповой) антураж ОДИ, многих иных форм и методологий группового взаимодействия, с одной стороны, привлекает к коннективизму, с другой, привносит в понимание коннективизма принципиально НЕконекетивистские методы. Весьма авторитарная и в немалой степени манипулятивная СМД обладает, как и коннективизм, «управляющей системой», которая реализует себя посредством правил и процедур управления общением. Формально ОДИ и коннективизм роднит наличие таких правил, да сами-то правила радикально отличаются. Это не означает, что ОДИ или подобные формы «народного и сетевого веча» плохи по определению. У каждой свои цели и задачи, а также методы. Переносить эйфорию от ОДИ или т.п. на коннективизм рискованно, т.к. будем думать, что коннективистничаем, а на самом деле ОДИ или чем-то подобным занимаемся.
    2. Вы пишите о «движение в индивидуальных и коллективных ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ», а также о «… высказывании МНЕНИЙ». Увы, на уровне представлений/мнений, ИМХО, коннективизм не должен работать (ОДИ на них, кстати, не работает). На уровне представлений/мнений, а не суждений, понятий, категорий, принципов, теорий, концепций, методологий обучение не работает, работают иные практики: пиар, реклама, социальные и социо-культурные проекты и т.п. Потому пресловутый курс «Куратор содержания», ИМХО, и не курс и не коннективизм, что опирался на представления (воссоздание в голове образов опыта) и мнения, а не на мыслительные процессы более высокого уровня.
    3. Про социальную группу: Уже само определение коннективизма как процесса создания сети (т.е. социальной группы, более или менее устойчивой) подразумевает возникновение и наличие одной соц.группы. Причины ее возникновения и прочность связей могут быть разными, но это группа. Для успешного взаимодействия в ней нужны предусловия, в том числе «базовая подготовка», которая может квалифицироваться примерно так:
    - подготовленность в предметной области или методологии (если речь идет о поли- или межпредметной группе),
    - участники разделяют и воспроизводят правила взаимодействия (предписанные или работающие по умолчанию),
    - самое главное, участники владеют и разделяют способы работы со знанием (не мнениями/представлениями): его когнитивной обработки, проблематизации, критики, индивидуальной фиксации приращения знаний, а также оформления индивидуальных инсайтов, приращения знаний группой (сетью в целом или частью сообщества), фиксации коллективных достижений, сохранения, применения и распространения достигнутых результатов.

    Такой, вкратце, видится «базовая подготовка аудитории».

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за ответ, Владимир! Пока что одно соображение. Над остальным думаю.

    Это только допущение, учитывающее однако необходимость работы на более высоких уровнях.

    Коллективные формы работы "порождающие знание", безусловно основываются на последних, но и должны предусматривать работу с людским м"атериалом", т.е., в моем понимании, отталкиваться от мнений и представлений и различными способами переводить их в те самые "продвинутые" содержания.

    В реале, как мне кажется, очень сложно встретить в одном месте людей со столь "гомогенной" "фундаментальной" базовой подготовкой, (цит.: "самое главное, участники владеют и разделяют способы работы со знанием (не мнениями/представлениями): его когнитивной обработки, проблематизации, критики, индивидуальной фиксации приращения знаний, а также оформления индивидуальных инсайтов, приращения знаний группой (сетью в целом или частью сообщества), фиксации коллективных достижений, сохранения, применения и распространения достигнутых результатов"). И подобные технологии должны работать с тем, что есть...

    Иначе, ИМХО, подобные технологии работы лишены смысла. Если мы говорим о развитии "большого" (фундаментального, теоретического) знания большими мужами от науки , то на фиг изобретать велосипед: подобные формы работы существуют давно, и этим мужам нет нужды в этом коннективистском (СМДшном или любом другом) велосипеде. Он нужен для решения другого класса задач. Того же, на который направлены классические обучающие подходы? Вопрос...

    ОтветитьУдалить
  9. Про работу с «людским материалом»:
    Владимир, все хорошо в меру своей применимости. Если коннективизм или иные подходы работают на перевод мнений/суждений в более продвинутые формы – бога ради, простраиваем механизмы такого перевода - и вперед, начинаем обучение. Важно не путать вакханалию мнений и взглядов, каждые из которых имеют рациональное зерно (вот публика и довольна), с обучением в строгом понимании. Работа с мнениями и представлениями хороша и важна, но вряд ли в сфере обучения (как рационального познания вещей-свойств-отношений). Например: взгляды на таблицу умножения, о представления о физиологии рака, мнение Декарта о декартовых координаты, физической географии, дискурсе рекламы или заповедях Христа, к примеру, сделаются предметом изучения? Или же сами рак, арифметические действия, расположение океанов и материков и пр. Чувствуете разницу? Мнения о кураторстве контента или само кураторство контента как таковое, вне и над представлениями и мнениями.
    Владимир, личный вопрос. А Вам-то зачем все это знать? Вы обучением непосредственно занимаетесь? Или маркетингом? Менеджментом обучения,HRM или еще чем-то? Каков Ваш профессиональный и практический интерес ко всему этому? Может (= наверняка), я чего-то не вижу (не представляю, не воображаю), однако четкой дидактической интенции не обнаруживаю в Ваших публикациях. Возможно, не только я, но и Вы сами (Простите за мнение, а не факты).

    ОтветитьУдалить
  10. Если трудно встретить таких людей в реале, то это ... проблема реала :)))

    В действительности же в реале таких групп – масса:
    Например, объединяются детские ортопеды, хоть в масштабе клиники, региона, страны, хоть всего мира. (Имел однажды удовольствие познакомиться с интернациональным сообществом ветеринаров, занимающихся созданием обучающих симуляторов по анатомии и хирургии животных).
    Объединяются простые продавцы в ритейле (есть такие очень удачные опыты в российских компаниях)..
    Объединяются хакеры (Вы думаете, они сугубо свои мнения и представления в своих сетях обсуждают?) и т.п.
    Эти сообщества вполне себе, в силу наличия профессиональной (суб)культуры и отлаженного общения замечательно работают. В отличие от наших еL сообществ. Догадываетесь, в чем отличие? В чем проблема нашего еL реала?

    Технологии (инструменты) должны работать там, где они аутентичны. А если уровень аудитории не позволяет реализовать коннективисткие решения, то некорректно работать с тем, что не работает. Корректно либо применять другие методы (что, ИМХО, в наших условиях всего рациональнее), либо учить тех, кто есть, новым методам, а не выдавать, к примеру, бох весть что за обучение и коннективизм.

    Лишено смысла, неуместно и э-э-э-э неприлично профанировать знания и методы обучения. Они по происхождению фундаментальны или добыты (лучшим, экспертым, проверенным) опытным путем. А изобретенное учеными мужами или экспериментаторами не нафиг, потому что "ученое" знание трансформируется в учебное знание и реализуется в учебном (а не псевдоучебном или профанноучебном) процессе.

    ОтветитьУдалить
  11. http://www.e-learning.by/Article/Konnektivizm-setevoe-obuchenie-vs-priobretenie-znanij/ELearning.html#Mess31193

    Грамотный отзыв компетентного специалиста - Олега Лаврова - на этот пост.

    ОтветитьУдалить