вторник, 22 мая 2012 г.

Электронный курс и его предмет

Электронный курс - это минимальное целостное в смысловом отношении интерактивное средство обучения, управляющее процессом учения.

Учебные предметы (дисциплины) состоят из ряда курсов. Электронные курсы, как правило, рассматривают лишь часть учебной дисциплины (предмета), этап ее изучения.
Чем более коротким и менее объемным по содержанию будет такой этап, тем более высокую результативность учения е-курс сможет обеспечить.

В отличие от академической традиции хорошо спроектированный е-курс имеет единственный предмет обучения.
Благодаря этому обеспечивается:

  • Концентрация внимания разработчиков и аудитории на относительно небольшом фрагменте содержания.
  • Четкое определение границ того, что будет изучаться и, следовательно, четкое понимание участниками обучения (включая преподающих) того, чему учиться и чему учить(ат).
  • Возможность модульной организации учебного процесса.
В отличие от традиционного очного обучения к структурированию и дифференциации учебного материала в электронном предъявляются более жесткие требования. Это продиктовано, в частности, спецификой восприятия информации с монитора, определенной мозаичностью и поверхностностью усвоения данных. По монитору взгляд скользить иначе, чем по книге, иначе расставляются и смысловые акценты в ходе обработки данных с экрана.


Хороший наставник не требует от ученика освоения нескольких вещей одним махом, а значит, не ставит его перед необходимостью одновременно решать несколько задач. Хороший наставник понимает, что теоретические сведения и практические действия одновременно мозг и переваривать и воспроизводить не может. Если мы хотим делегировать е-курсу наставническую функцию, то на конкретном этапе обучения перед аудиторией следует ставить лишь один предмет изучения, требовать одновременного выполнения одного ряда процедур, а ни нескольких сразу.

Благое намерение традиционного обучения к трансляции фундаментального знания, к обниманию трудно объятного, увы, имеет своим продолжением стремление перенасытить голову учащихся таким количеством данных, что они в конце концов становятся тормозом для познавательной и(или) практической деятельности. Электронный курс должен обеспечивать аудитории комфортные условия для усвоения знаний, где теория и практика, знание и действие сосуществуют в гармонии. Однопредметность, а не многопредметность е-курса - одно из средств создания таких условий.

Не менее благое намерение корпоративной подготовки работников добиться многого малыми затратами ведет к "полупредметности" обучения. От предмета отрывается его часть, всей проблематики учащийся не видит, в результате совершает ошибки и порождает новые проблемы уже на производстве.