пятница, 17 января 2014 г.

Web 2.0 VS коллективизм да соборность ру.-e-learning'цев

Недавно дискутировали  с уважаемым коллегой про то,
нужно ли дополнять деятельностный подход в обучении понятием соборности как "конкретным системно-функциональным воплощением в виде сообщества практики".  Ибо "образование ... есть синергия процессов коллаборации, интеракции и вовлечённости на пути овладения компетентностью."

Как будто в дидактике нет набора действий (деятельностей), обеспечивающих синергию в ходе группового взаимодействия. Видно, нет или недостаточно, если мы ищем в качестве основания коллаборации аргументы извне обучения, извне методов и технологий обучения. Околофилософского основания. Вместо того, чтобы заниматься практикой и теоретическими вопросами обучения как такового, самого по себе...

Гегель говаривал, что философия равновелика и в Космосе и в сортире. Действительно, равновелика. Но всюду ли уместна ли? Неужто так необходимо искать философские (и социально-философские) основания ассенизации и прочих мировоззренческих и ценностных аспектов работы с фекалиями при подготовке золотарей?  Или при обучении будущих экологов, физиков, вышибал или менеджеров?

Давайте посмотрим, что говорят о соборности современные соборяне:
Новое мышление. Соборность

«Соборность», как духовная общность, духовное единство, была присуща нашим Предкам – русским, русичам, славянам в доисторические времена и века Древней истории. Русские сильны были Духом; соборне (народное изречение) - общими силами, содействием, согласием решали дела свои.

И не просто «духовное одичание» цивилизации, а планомерный и постоянный прессинг Тёмных Сил искоренял и уничтожал соборность русского народа. Духовное единство русских есть препятствие и смертельная опасность для Тёмных Сил (невозможность продвижения замысла: «Разделяй и властвуй!»). Потому и старались стереть из памяти русского народа (теперь многонационального) это прекрасное качество. Обратите внимание, вроде бы каждый из нас в отдельности и анализирует ситуацию (любую), и выход найдёт из этой ситуации, и обижать никого не хочет, и «человек хороший». А как сойдутся россияне на «партийное» собрание - Думу, Министерство или инициативную группу подъезда многоквартирного дома и … «в коллективе» прямо глупеют. Кричит каждый своё, не слушая другого; про цель сбора и про суть решаемой проблемы забывают напрочь; никакого анализа, никакой совместно обсуждаемой стратегии, про тактику и говорить нечего. В итоге люди обидятся друг на друга и разойдутся – по сути, разъединятся.

Если внимательно смотреть на ситуацию:

- это не отдельные случаи поведения коллективов русских;

- это существующий стереотип поведения русских в коллективе;

- это глубинный результат действия Тёмных Сил по уничтожению Русского Народа. Источник

Про Темные Силы не компетентен судить, не на того учился. Но вот с горькими мыслями про:
  1. А как сойдутся россияне на «партийное» собрание - Думу, Министерство или инициативную группу подъезда многоквартирного дома и … «в коллективе» прямо глупеют. 
  2. Кричит каждый своё, не слушая другого; про цель сбора и про суть решаемой проблемы забывают напрочь; 
  3. никакого анализа, никакой совместно обсуждаемой стратегии, про тактику и говорить нечего. В итоге люди обидятся друг на друга и разойдутся – по сути, разъединятся,.   
увы, не могу не согласиться. Чем не модель сетевого общения e-learning'цев?
И причины разъединения вполне рационально названы:
  • цель (суть) встречи забалтывается,
  • никакого анализа,
  • никакой совместно обсуждаемой стратегии,
  • никакой тактики.
То есть того, что, собственно и способно объединить общающихся вокруг общего дела. Не уверен, что общие предмет и методы анализа, выработка совместной стратегии и тактики имманенты исключительно соборности как таковой, но явно свойственны также любой  конструктивной и продуктивной групповой (коллективной) деятельности. Договоримся о них, и  Web 2.0 активность наша станет куда разумнее, ибо, как вслед за Зигмундом Фрейдом верно замечают авторы цитируемого отрывка, люди в толпе, «в коллективе» "прямо глупеют".

А часто если и приходят к общему решению, то дважды глупеют, поскольку находят выход из положения в приспособленчестве, в пассивном принятии мнения самой луженой глотки (или облаченной наибольшей властью или авторитетом, или мнением большинства (которое здесь по умолчанию неправо). Согласие ("соборность") достигается за счет конформизма.

Нужна такая культура сетевого общения, дабы подобного глупения не случалось. Не так ли?
Ударим коллективным разумом по коллективной же глупости!!!

Утомленные e-learning'ом

1. Несколько лет мне пришлось следить за эволюцией работы с электронными курсами в одной огромной компании (за время существования в ней e-learning число человеко-е-курсов в ней должно перевалить за миллион).
В первые 1-2 года сотрудники (речь идет здесь только о продуктах для персонала нижнего звена, для рядовых исполнителей, большинство из которых с высшим, кстати, образованием) весьма благосклонно относились к курсам. Созданным вполне традиционно: на каждом слайде текст и картинка (последние не всегда в тему, а чаще не в тему. Даже промежуточные тесты зачем-то иллюстрировались в духе комиксов, примерно половина из которых была нужна просто для того, чтоб на экране поменьше пустого места было).

В конце каждого из этих курсов предусмотрено место для того, чтобы сотрудники оставляли обратную связь.

В первые год-полтора отзывов было десятки тысяч и практически все - положительные. Затем их число стало резко убывать, а к концу третьего года формы обратной связи заполняли буквально единицы, да и в них содержались преимущественно негативные реакции.

Что случилось? Почему так произошло. Новые курсы (а их выпускалось все больше) были выполнены в том же духе, что и первые. Содержательно же, да и визуально новые продукты были явно лучше первых. Разве что под видом игровых элементов стали появляться элементы игривые и заигрывающие.
Думаю, срабатывали эффекты новизны и утомления. Новая форма работы сперва нравилась людям, создавала вокруг е-курсов благоприятный ореол, в лучах которого не замечались недостатки (ведь точно так же мы не замечаем до поры до времени недостатки тех, кто произвел на нас хорошее впечатление, кто нам нравится).

К концу третьего года интерес к е-курсам сменился разочарованием и ... нежеланием учиться, хоть от содержащихся в них знаний должен был зависеть успех в работе. Однако работники предпочитали учиться на рабочем месте и друг у друга, а не электронно, хотя продолжительность освоения каждого из представляемых в курсе продуктов занимала 2-3, максимум 4 часа.

Спросил у тренеров компании, что же вызывает отторжение от е-learning?
Ответы сотрудников продемонстировали весьма эмоционально, буквально в лицах, будто сами тренеры, а не сотрудники, обязаны проходить по несколько таких курсов в год:
- Уберите из них идиотские картинки и мультики, из-за загрузки которых приходится вдвое больше за компьютером сидеть.
- Достает жать кнопку "Далее" через каждые 5-10 строк текста, а если надо еще кликать по ссылкам, которых на слайде может быть и 5, и 10, и 15, вообще жесть.

2. Был на прошлой неделе в одном негосударственном учреждении, занимающемся исключительно обучением менеджеров. В том числе и в смешанной очно-дистанционном форме. Речь зашла о формате подачи учебного контента. Ученики-менеджеры просят заменить слайдовые курсы pdf-файлами. Им так удобнее с содержанием курсов работать.
Разумеется, pdf'ы для этой аудитории будут также иллюстированы. Но вот времени на разглядывание анимации (а тем более ее загрузку) они тратить не хотят. Если, конечно, речь не идет об анимированных по делу моделях всяких разных процессов и функций.

Клиент хочет текстового контента! Клиент всегда прав, как известно... 

Многие коллеги-илёнинцы говорят о необходимости преобладания визуальной информации в средствах электронного обучения, обо всяких инфографиках и майнд-мепах. Факты же порой свидельствуют о том, что учащимся оно не надо. И нет тут разницы, о слайдовых ли курсах или v-академиях речь идет.  Люди хотят учится, а не "спотыкаться" о картинки, ментальные карты, виртуальные комнаты, немотивированные ветвления или оскорбляющие анатомию лица человеческого аватары. И это тоже факт...

Источник