суббота, 8 февраля 2014 г.

От знаниевого обучения к действенному учению. Манифест?

Не буду сегодня ничего сочинять. Приведу длиннющую цитату из труда Г.А. Атанова «Возрождение дидактики — залог развития высшей школы» ( Донецк: ДОУ, 2003. — 180 с.).
Эти мысли, IMHO, могут послужить манифестом современного обучения. Как минимум, занятого подготовкой специалистов. Будь они положены в основу работы при подготовке профессионалов очной, дистанционной или в формате e-learning можно вести речь о методологических основах дидактической инженерии (или, если угодно, электронной дидактики).

Итак:
"Передавать последующим поколениям нужно опыт, а не просто знания. Этот опыт воплощен в предметах материальной и духовной культуры (орудиях и средствах производства, произведениях искусства, всевозможных носителях информации и т.п.) и, главное, в способах выполнения действий с ними. Реализация этих способов и есть деятельность. Способы действий должны быть освоены студентами в ходе обучения, и в этом заключается его цель. Понятно, что это может быть выполнено только в том случае, если в процессе обучения обучаемые сами будут совершать деятельность (с. 39).
...
Прежде всего, надо признать, что обучение — это передача опыта общественно-исторической практики, опыта предыдущих поколений, но не передача знаний.
Признать также:
  • что при проектировании и организации обучения первичными являются заданная характером будущей специальности деятельность и действия, составляющие эту деятельность, но не знания;
  • что конечной целью обучения является формирование способа действий, обеспечивающих осуществление будущей профессиональной деятельности, но не запоминание знаний;
  • что содержание обучения составляет заданная характером будущей специальности система действий и только те знания, которые обеспечивают выполнение этих действий, но не какая-то заданная система знаний;
  • что знания не самодостаточны, они являются всего лишь средством обучения, но не его целью, так как играют служебную роль, объясняя и подготавливая практические действия;
  • что механизмом осуществления учебной деятельности является решение задач, а не проработка учебного материала, и если студент не решает учебные задачи, то это значит, что учебная деятельность не организована;
  • что в современном понимании знать — значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные знания;
  • что усваивать знания можно, только оперируя ими, а не просто запоминая их;
  • что обучение представляет собой совокупность двух взаимосвязанных, но самостоятельных деятельностей, — деятельности обучающего и деятельности обучаемого, а не «целенаправленный педагогический процесс»;
  • что деятельность преподавателя заключается в проектировании учебной деятельности, организации учебной деятельности и управлении учебной деятельностью, а не в «передаче» знаний.
Приняв это, преподаватели поймут, в частности, что столь любимый всеми традиционный контроль знаний играет весьма незначительную роль в деле повышения качества учебного процесса. Контролировать надо не знания, которые являются всего лишь средствами, а, в первую очередь, результаты деятельности. Если студент сделал дело, то это значит, что он и знает, и умеет" (с. 42-43).

P.S. Выделено мной ВН.

Впервые опубликовано здесь.