понедельник, 14 июля 2014 г.

#соразвит14 Группа VS сеть: нонсенс

Мое домашнее задание № 1 в курсе

  • К какому типу организации,  группа или сеть,  Вы отнесли бы известные Вам профессиональные сообщества?
Данное противопоставление считаю некорректным, поскольку путаются социологическая и  ИТ-терминологии.
Группа - это в социологическом и социально-психлогоическом смысле - объединение людей по тому или иному основанию. Сеть же термин технический. Сообщество же - частый случай группы.
Или давайте строго определим "сеть" по человеческим (социальным), а не "фейсбучным", формальным критериям (типа закрытая / открытая в Инете группа, формальная/неформальная и т.п.)
Например: 
Сетевое сообщество - группа людей, поддерживающих О. и ведущих совместную деятельность при помощи компьютеров, объединенных в локальные и глобальные сети; совокупность интеракций в виртуальной среде.

Мы можем в подобном контексте ввести различительные признаки "группа" - "сообщество", для нас актуальные.
  • Как Вы оцениваете эффективность этих сообществ с точки зрения организации и поддержки дистанционного сотрудничества?
Оцениваю положительно (работу групп, включая сообщества), поскольку  в той или иной степени имеет место постановка и решение задач. Качество же их деятельности не всегда удовлетворяет.
  • Как могли бы измениться известные Вам сообщества при переходе от одного типа организации к другому (от групп к сетям, от сетей к группам)?
Никак, ибо социальные группы изменяются не столько в зависимости от использования тех или иных сетевых сервисов и инструментов, сколько от характера этих групп: целей, видов деятельности, распределения ролей и функций, норм взаимодействия и пр. То есть от этого:
  1. наличие внутренней организации;
  2. общая (групповая) цель деятельности;
  3. групповые формы социального контроля;
  4. образцы (модели) групповой деятельности;
  5. интенсивные групповые взаимодействия;
  6. чувство групповой принадлежности или членства;
  7. ролевое согласованное друг с другом участие членов группы в общей деятельности или соучастие;
  8. ролевые ожидания членов группы относительно друг друга. (Источник) и подобного
Хотим разобраться в вопросе группа VS сеть, стоит, ИМХО, позициями, подобным в пп. 1-8 перечисленным, руководствоваться.

#соразвит14 Неструктурированность cMOOC и результаты обучения

Если, как утверждают коннективисты
cMOOC
"характеризуется большим объемом неструктурированной информации, личной целью, свободой, отсутствием контроля, преобразованием учителя в ученика и наоборот (цит. по http://moockamalovrr.blogspot.ru/2014/07/blog-post_14.html
 то чем и как должны характеризоваться результаты обучения в cMOOC: теми же хаотичностью, неопределенностью и неструктурированностью?

Что думаете об этом, сокурсники?

#соразвит14 Курс некурс, сообщество нетустовка

Моя личная цель, с которой и пришел на курсонекурс состоит в том, чтобы отследить в нем некоторые дискурсивные процессы.

Прежде всего, процессы информационной общенческой энтропии - мера неопределенности какого-либо опыта, который может иметь разные результаты,  меры неупроядоченности явления, процесса.

Во-первых, уже на первых шагах процесса "обучния", энтропичность "курса" проявляется в том, что четко не обозначено его название. И если не спросить прямо, вряд ли участники курса вспомнят это  название. Все сведется к запоминанию хештега.

Во-вторых, а курс ли это? См. понимание цели курса Владимиром Кухаренко, где, ИМХО, слова про понимание есть, а вот цель столь же энтропична, разве что кроме п. 3::
"Автор курса хочет посмотреть, как из группы пользователей сети можно создать самообучающееся сообщество с конкретной учебной сетью".

А хотит ли группа пользователей, чтобы автор смотрел, как из нее создается конкретное самообучающееся сообщество без конкретной цели? А какие из группы пользователи к такому хотению склонны и что является мотивом такой склонности при отсутствии явной и однозначной цели? Неужто тоска по соборности, коллективизму и фюреру лидеру?

В-третьих, если у курса есть программа, а она есть, но нет цели, то есть автор-составитель программы ее явно не называет, то мы, скорее всего, имеем дело с агональным дискурсом, о логических предусловиях которого недавно писал. Теперь появился отличный повод написать о психологических условиях агонального (манипулятивного) "коннеткивизма". Главное из которых: ни в коем случае не открывайте пациентам (в смысле, сокурсникам) истинной цели курса (любого публичного высказывания).   

Сам я очень уважительно отношусь к настоящему  коннективизму, в том числе и в обучении:
Даже позволю себе тут для удобства коллег перепостить свой прежний пост про это (ниже филлетовым).

Вторая моя личная цель - постараться сделать так, чтобы красивые слова про красивое новшество не затуманили мою голову, что, надеюсь, в посте и пытаюсь продемонстрировать:

Коннективизм: сетевое обучение VS приобретение знаний 

Размышления вслух о коннективизме и обучении

Все больше сомнений возникает в том, а является ли коннективизм "территорией обучения", а тем более - его теорией?

Если говорить о цели коннективистских проектов как об извлечении и/или приобретении индивидом знания, а также, безусловно, оформления индивидом его понимания и смыслов, то цель "похожа" на обучающую.

Однако, по определению, обучение = преподавание + учение. Отсутствие в коннективизме (как минимум в явном виде) преподавания, заставляет смотреть на него как на нечто особое, быть может, недо- или полупедагогическое.   



Коннективистское взаимодействие может также привести к созданию нового знания. И это здорово! Является ли генерирование нового знания прерогативой обучения конкретной аудитории (студентов-врачей, например, или авиадиспетчеров. Представляете?) В традиционном понимании, едва ли. 

Включение коннективистких решений в рамки компетентностного подхода (да и в процесс традиционного обучения также) позволяет говорить либо о зарождении новой концепции - порождающего (знания) обучения, либо о формировании особых методик сетевого порождающего обучения в рамках уже имеющихся парадигм. А тут уже и до формирования талантов и, в бизнесе, до управления талантами рукой подать.



Однако, ИМХО, коннектистивистское обучение взаимодействие окажется успешным и полезным, 
  1. если его участники заранее обладают определенным набором знаний, умений в предметной области и компетенций (прежде всего по работе со знанием и коммуникативных), которые приобретены ими ранее в рамках, как правило, "нормального" обучения (преподавания + учения).  
  2. когда новые ценные знания и смыслы, умения, навыки и компетенции, приобретенные участниками коннективисткого взаимодействия смогут ...
·         либо применяться ими на практике,

·         либо быть распространены среди других людей средствами ... традиционного обучения, ибо повторить в точности процесс индивидуального извлечения/приобретения и осмысления новой информации в следующем коннективистом акте взаимодействия уже не удастся.



Каким может быть сухой (практический) остаток из этих пространных рассуждений?



Попробую выдвинуть ряд соображений:
  1. Коннективистское взаимодействия не стоит проводить в неподготовленной или сильно отличающейся по уровню базовых ЗУНов, особенно по мыслительным навыкам и коммуникативным компетенциям,  аудиторией. Это не означает, что все должны быть подготовлены одинаково и даже быть специалистами из одной предметной области. Как раз в межпредметном взаимодействии умеющих мыслить лиц коннективизм может дать весьма приличный прибавочный продукт, если участники будут обладать адекватной культурой мышления и взаимодействия.
  2. В академическом обучении: прибегать к "услугам" коннективизма а) только после приличного освоения базовых знаний и способов деятельности; б) при формировании исследовательских компетенций, при подготовке будущих творческих специалистов, проведении проектных и научно-исследовательских работ групп студентов.
  3. В корпоративном обучении и повышении квалификации:

  • поскольку извлечение и приобретение знаний, а также перевод неформального знания в формальное суть шаги доброго-старого процесса управления знаниями, рассматривать коннективистское обучение  взаимодействие стоит как средство осуществления этих шагов; 
  • использовать коннективисткие способы в группах практики, качества, аналитиками и экспертами компаний (отраслей) для порождения нового знания, а также в процессах управления талантами. Реже, где это рационально, и при подготовке кадрового резерва.
В итоге и обучение цело, и коннективизм сыт. Что думаете, коллеги?

Наконец, третья моя личная цель - постараться разобраться, где действительно имеет продуктивный коннективизм, а где спекуляции вокруг и по поводу коннективизма.