суббота, 24 мая 2014 г.

Что такое текст e-learning?

Считается общим местом в «теории» e-learning, что в электронных курсах текст должен характеризоваться следующими особенностями:
быть
  • кратким,
  • понятным,
  • вовлекающим,
  • хорошо иллюстрированным,
Услышав нечто подобное на конференции или вебинаре, вычитав в умной книге, мы согласно киваем головой и внутренне поглаживаем свое Эго, ибо у нас, профессионалов, тексты именно такие и никак иначе.
Можно ответственно и с ощущением собственной компетенции бросаться в пучину учебного процесса.
А если задуматься (включить ныне модные метакогнитивные процессы, они же, по-постсоветски, рефлексия) и спросить себя даже не на сугубо теоретическом уровне, а просто даже на уровне элементарного здравого смысла:
  • А что такое текст? В чем разница между текстом и визуальными данными (изображениями, схемами, моделями, инфографикой)
  • Чем учебный текст отличается от прочих текстов?
  • В чем именно состоит краткость текста?
  • Что такое понятность текста? Как мы диагностируем его понимаемость аудиторией? За счет каких процедур? Что мы или ученики делаем, когда понимаем?
  • Куда и во что должен вовлекать текст, на почве чьих и каких ценностей?
  • Что именно и как следует иллюстрировать в тексте, а от чего воздержаться во имя достижения целей обучения?
Позволю себе предположить, что лица, умеющие или намеренные отвечать на такие и им подобные вопросы, являются или намереваются стать профессионалами e-Learning. Те же, кто считает подобные вопросы
  • заумью,
  • шельмованием им компетентности,
  • вызовом их практическому опыту или их тезисам (презентациям) для конференций,
  • вызовом их управленческой состоятельности (если они занимают кресла) и/или личному авторитету -
просто рядовые e-learning’цы, высокий профессионализм которых ограничивается:

  • переносом того, что умеют делать очно, в онлайн формат,
  • отправлением должностных обязанностей,
  • агитацией (часто за себя),
  • пропагандой (часто себя),
  • пиаром электронного обучения (часто с целью самоприара и саморекламы) и т.п.

Так что же такое учебный текст в e-learning, кроме того,. что он краток, понятен, (у)вовлекающ, хорошо иллюстрирован, подобно комиксу, рекламному ролику или агитационной листовке. Думаю, тема нуждается в более основательном, чем в традиции масс-медиа, осмыслении.