вторник, 9 июля 2013 г.

Компетенции и способности


Познакомился с довольно обстоятельным обзором хьютагогики (heutagogy). (Со страхом употребляю это слово, боясь, что может оно стать очередной писаной торбой для наших еL-инноваторов).


В материале (на основании ряда солидных источников) представлено интересное соотношение феноменов "компетенция" и "способность":

 Компетенция
Способность
Доказанная  способность в приобретении знаний и навыков.

Когда учащиеся компетентны, они демонстрируют приобретение знаний и навыков; навыки могут быть повторены и знания получены/восстановлены. 

Уверенность в собственной компетентности и, как результат, возможность действовать в знакомых, незнакомых и меняющихся обстоятельствах.

Когда учащиеся способны, они имеют возможность принимать надлежащие и эффективные меры, чтобы формулировать и решать задачи как в знакомых, так  в незнакомых или меняющихся обстоятельствах



Способным (рискну употребить словечко «оспособленным») людям свойственны следующие черты:

  • знание, как учиться и постоянно размышлять над процессом обучения, эффективно к нему адаптируясь;
  • умение работать в команде, взаимодействовать с другими людьми и быть открытыми к общению;
  • творческое применение компетенций, особенно в новых и незнакомых ситуациях, гибкость;
  • ориентация на позитивные ценности.

Не определился пока, как к подобной позиции и к предложенному различительному основанию относиться, но сам заход на внятное отграничение  компетенций и способностей (пусть и для взрослой целевой аудитории) может оказаться продуктивным. По крайней мере, в контексте хьютагогики и даже коннективизма и xMOOC в системе повышения квалификации такой подход представляется вполне логичным.
Посты на сходную тему:

Компетенция - это способность или поведение?

Компетенции и их измерение при оценке качества обучения