пятница, 18 января 2013 г.

Что должен знать заказчик о социальносетевом обучении


Открытое письмо В. Нюренбергу (в ответ на комментарий Владимира в 13:17 18-го января) и иным заинтересованным коллегам по цеху.

В. Нюренберг: Хороший вопрос, Владимир!  (Вопрос таков: Почему не в трендах социальносетевое обучение? - ВН) ... На мой взгляд, в переложении, на язык околобизнес реалий он звучит так: почему компании пока не готовы вкладываться в СоцСетОб.

Уважаемый  Владимир!
Мне известны по меньшей мере 2 солидные российские  компании (ритейл, в каждой более 10 000 сотрудников), где замечательно организовано неформальное взаимообучение персонала, прежде всего связанного с продажами лицом к лицу, продавцов. Стоило это – завести форумы в уже им приобретенной ЛМС – сущие пустяки, практически ничего. Дальнейшие затраты связаны с нечастым периодическим модерированием этого форума сверху. Эти форумы, где сотрудники ищут у коллег ответы на актуальные для них производственные вопросы, вполне себе самоуправляемы и не выходят за рамки приличия.
Думаю, возможно это стало благодаря специфике корпоративной культуры в этих компаниях, славной своими демократичностью и открытым стилем общения.

Померить эффект такого обучения вполне можно, как минимум, подсчитав количество вопросов и ответов, включая их качество + количество просмотров (меру актуальности). Можно и глубже померить (оценки комментам выставлять)

В. Нюренберг: В логике дофурмолировки Вашего комментария, Владимир: препы народ демократичный, в хорошем смысле этого слова. И могут себе позволить использовать бесплатные социальные сервисы. Владельцы бизнеса озабочены бдениями про "коммерческую тайну", а значит речь идёт о финансировании ИТ-разработки корпоративных решений. Согласитесь с т.з. человека которого относительно недавно развели на вложение в eL требование оплатить новые примочки выглядит несколько нагло и абсурдно.

1.       Большинство ЛМС содержат в себе встроенные социальные сервисы. В большинстве компаний такие сервисы так или иначе используются. В большинстве, мне кажется, не для обучения как такового (и формального и неформального), а для других уважаемых целей. Ничего докупать и не нужно.
2.       Компании могут приобрести  себе  (а то и скачать опенсурсные) вполне функциональные движки социальных сервисов и разместить их во внутренних сетях. Это в разы и порядки дешевле ЛМС.
Дело здесь, думаю, не только в затратах, а в воле менеджмента, в его желании и готовности сетевое обучение развивать.

Более того, «если бы директором был я» (т.е. в корпоративном секторе) сетевое обучение я бы начинал с высокого менеджмента, штабных специалистов и экспертов (всех уровней, например, продавцов-экспертов), представителей кадрового резерва. Социально-сетевое взаимодействие уместнее начинать в деле управления знаниями и талантами, работе групп качества и сообществ-практики, в прорывных для бизнеса областях.

Здесь можно тоже кое-что мерить: количество и качество предлагаемых решений и инициатив.

Некогда я приводил пример  несетевого продукта, имеющего целью аккумуляцию инициатив, полезных для компании и их обоснование самим инициатором  идеи в диалоге с компьютером. Поверх такого продукта как раз очень полезно надстроить социальный ресурс для обсуждения и отбора инициатив, отслеживания процессов их внедрения и реализации.  Здесь можно и экспертно мерить (в том числе вводя числовые коэффициенты), и экономически и, если речь идет о социальных инициативах (а она в упоминаемом продукте и о них идет) – социометрически.

Реальность такова: обучение исполнителей и «высоколобых» работников в компаниях идет параллельными и зачастую не пересекающимися курсами. В большинстве российских корпоративных университетов даже их работники не догадываются, чему и как учат топов и вице-топов, "стратегических" специалистов этих компаний.

Есть еще одна опасность в соц.сетевом обучении (ССО): оно может увеличить степень бардака при  решении производственных проблем. Потому ССО должно быть управляемым если не извне (технически, программно), то изнутри, нормами этики, четкими правилами общения, в целом его культурой. А эти нормы не выработаны и не формализованы.
В моей практике были попытки такой формализации:

  1. Софт для группового соревновательного решения кейсов кадровым резервом банка (физически не реализован, хоть был одобрен на уровне постановки задачи и ТЗ)
  2. Инструмент для  проведения совещаний в виртуальном классе (физически не реализован, так как там программировать надо. А вирт. класс и так хорошо продается, чего заморачиваться).
  3.  В этом блоге   /комментариев не было/  и в блоге Сообщества e-LearningPRO  /комментарии имели место/.  

В. Нюренберг: Почему в качестве альтернативы не рассматриваются решения типа Google OpenClass. Не очень сведущ, как работает система, может и коллеги тоже? (хотя не факт).

Мне известны учреждения повышения квалификации (и отраслевые локальные и отраслевые федеральные и просто корпоративные), где для обучения используются только инструменты Google, и необязательно это OpenClass. Оценка осуществляется преподавателем, и/ или преподавателями + группой, и/или на очном экзамене. Порой из учебных групп назначаются или извне привлекаются эксперты. Обычно на выходе из таких ССО-программ – проект или иной творческий продукт.

В. Нюренберг:  Сюда же попадает вопрос о том, что никто не даёт однозначного вопроса как померить эффект от такого обучения.

Про «померить» высказывался выше.

В. Нюренберг:  Плюс, возможно, ССО не рассматривается как автономный формат. Если спросить спецов используются соц. сервисы запущенных eL-проектах, может сможем говорить и о наличии тренда.

Согласен. Практически уверен, что так оно и есть в части использования средств ССО, правда, скорее это трендик, а не тренд в большинстве компаний. Кроме того, считаю, что ССО должно сочетаться с традиционным eL, в том числе и в рамках одного учебного курса. Это даст, ИМХО, наивысший эффект.

Владимир, мне кажется, что вы несколько преувеличиваете трудности внедрения ССО. Глаза боятся – руки делают. Не все так дорого и голо с инфраструктурной точки зрения. И гораздо дешевле, чем обычный ЛМСно-слайдовый e-Learning.
Понимаю, что моя позиция «педагогоцентрированная». В реале же ССО начнет внедряться в компаниях и даже в вузах, когда
  • к этому созреет сам менеджмент,
  • когда менеджмент созреет настолько, что ССО не будет вступать в противоречие с его стилем и иными нюансами руководства, с ликом корпоративной культуры и орг.коммуникациями.