среда, 16 июля 2014 г.

#соразвит14 Манипулятивная природа того, что иными зовется "коннективизм"

Привет, стая!
Обидно?! Ничего обидного, мы же тему рассматривали такую "Стая птиц" или Коннективистская организация".
А многие из нас просто были в восторге, от того, что они "стая птиц". Те не обидятся.

А тех, кто таким приветствием ущемлен, поприветствую так:
Привет, не то стая птиц, не то коннективисткая организация!

Ой, логика меня побери! Ведь стая - это разновидность сообщества, ее частный случай. Даже коннективисткого, как указывал В.Кухаренко, понимая, когда ему это было удобно, под коннективизмом социальный груминг: "У коллективныx (социальных) животных (приматы, птицы) груминг выполняет важнейшую роль в установлении психологических связей, формировании иерархии и социальной структуры".
Подробнее

Так стая мы (рыбки в пруду, птички в саду, саранча в степи) или сообщество?
Что делает человеческое сообщество человеческим, а не рыбьим, птичьим, инсектным?
Деятельность? Не-а! Сообщества волков, пчел, муравьев как раз очень хорошо организуют, совмещают и распределяют  деятельность. Людские иногда тоже.

Людские сообщества от животных отличает не только совместная деятельность, но прежде всего сознательно поставленная цель этой деятельности, рационально (целесообразно) организованное ее распределение и планирование, рациональное, а не инстинктивное, как у термитов или гусей, ее оценивание и коррекция.

Почему я спрашивал и спрашиваю (http://colonline.blogspot.com/2014/07/1.html и http://colonline.blogspot.com/2014/07/2.html  ) и так и не получил внятного ответа от инициаторов и экспертов текущего (равно как и иных) "коннективистских "курсов" про их цель. Да потому, что стаей проще управлять и удовлетворять ее стадные и стайные инстинкты.

При этом цель у инициаторов таких "бесцельных" курсов безусловно есть. Иначе они не люди, а животные. Только держат они эту цель как фигу за пазухой для ... достижения наших индивидуальных целей, про свою скромно умалчивая + саму тему целеполагания заминая.

Нет, наш  - участников курса - разум никуда не делся. Его просто немножко редуцируют до формирования сообщества не социально-человеческого, а социально-животного - стаи птичек. Так проще и легче. Так удовольствия ближе к инстинктивным.
На миру и бесцельность красна + удовлетворяются потребности в уважении и признании, а не только физиологические, в безопасности и в принадлежности, как у тварей неразумных.

Главное правило манипулирования людьми состоит в том, чтобы собрать их на общее дело, не сообщив истинных целей этого дела. Так, глядишь, и стаей стать недолго, к чему нас эксперты-коннективисты тихонечко подталкивают. Осознанно они это делают или нет - не важно. Важен факт.
Как именно они это делают с нами - как осознанно, так и неосознанно - на уровне нашей психологии, поговорим чуть попозже. О логике такого манипулирования недавно писал.

А сейчас:
Здравствуйте, дорогие коллеги! Разумные, свободные и добрые!
Мы не стая, хоть и одной крови!
 
 

#соразвит14 Внесетевой коннективизм, или Психологическая сеть вместо нейронной

Что такое сеть?
Все знают, что оно - это узлы да связи. Эти "узлы" в нашем курсе обладают неким интеллектом и потому, взаимодействия, якобы обучаются.

Однако,
чтобы сеть возникла, ее надо предварительно чему-то ... научить;
Кроме того, сеть в целом и ее узлы имеют
  • цели
  • назначение
  • функции
  • умеют блокировать, обрабатывать. перерабатывать, передавать или останавливать передачу сигналов (обычно, измененных) другим узлам и пр.

Дело в том, что  в ходе обучения сеть (например, нейронная)  и ее узлы - в курсе - мы с вами, коллеги - можем и готовы
обнаруживать связи и зависимости между входными, свойственным самим узлам и выходными данными + выполнять обобщения. В курсе про #соразвит14 оно дидактически обеспечивается?

Обучение сети - это умение выдавать правильный результат несмотря на
- неполные, 
- искаженные,
- ошибочные
- и даже отсутствующие данные.
Чтобы коннективизм в профессиональном курсе состоялся, наша сеть должна, как минимум, иметь
  • набор характеристик и правил передачи и обработки данных,
  • набор параметров процесса обучения,
  • механизмы процесса обучения (в нейронных и ментальных сетях основные из них - классификация (отнесение к классу) и аналогия);
  • порядок и правила процесса обучения;
  • фиксацию текущих результатов;
  • корректировку отклонений и проверку правильности обучения;
  • формализацию результатов с целью дальнейшего использования и распространения.
ИМХО, если курс хотя бы этими характеристиками не обладает, то это не профессиональная, а социально-психологическая сеть (сообщество) - тусовка, которая строится и развивается не по формальной модели  этой сети (математической, логической, семантической, нейронной, кибернетической) , а по законам социально-психологического влияния, чем Сименс и его апологеты (например и например) и занимаются.

Коннективизм как методология занимается моделированием различных сфер жизнедеятельности по аналогии с принципами функционирования обычно биологических систем, в том числе и человеческого мозга.
Где нет моделирования и модели - там нет и коннективизма, а есть спекуляции на психологической потребности людей, особенно таких сензитивных к манипуляциям, как педагоги, в
  • поисках единомышленников,
  • самореализации,
  • объединения с другими людьми,
  • справедливости и изменению мира к лучшему.
Не знаю, как вы, коллеги-сокурсники, а мне бы очень не хотелось, чтобы мы стали восторженными жертвами очаровательной авантюры - манипулятивного коннективизма a la Сименс. Мне верится, что и Иван Травкин думает примерно так же.

Резюме.
Нам стоит эмансипироваться от манипулятивного коннективизма, активно уноваживающего рынок усилиями птенцов из стаи гнезда Сименсова,   ради выявления модели(ей) работы со знанием, а главное, процессов его обработки,  в обучении.