пятница, 24 августа 2012 г.

Обожаю компетентностый подход к обучающим

Сегодня рискнул замахнуться провести вебинар, вероятность успеха которого оценивалась ближе к 0, чем к 1. Вышло где-то  0.3-0.4, ИМХО. Неожиданно высокий результат для вебинара на тему "Компетенции разработчиков электронных курсов".
 Материалы вебинара

Сразу оговорюсь: не имею ничего против компетентностного подхода вообще и применительно к электронному обучению в частности. Ощущаю внутреннюю потребность обсудить эту тему с коллегами.  Претензии, связанные с этим подходом, касаются не его как такового, а адресуются прежде всего себе самому, неполноте собственного разумения, а что же такое этот компетентностный  подход,  как он, собственно, на деле работает и к шаткости собственных ответов на волнующие вопросы, а именно:
1. Привел ли «переход» к компетентностонгому подходу к сколько-нибудь видимым позитивным изменениям в процессах и результативности обучения, будь то в вузах, будь в компаниях?
Ответ: видимых реальных изменений лично я не обнаруживаю.
2. Повлиял ли сколько-нибудь существенно компетентностный подход к обучению на качество обучения?
Ответ: если и повлиял, то, ИМХО, никак, или смехотворно незначительно, а то и навредил (хотя, возможно, где-то локально этот подход и хорошо работает в деле управления персоналом).
3. Приняла ли преподающая общественность, включая e-learning’цев, душой и телом  компетентностный подход?
Ответ: Скорее, смирилась и безмолствует, делает вид, что приняла, тихо чертыхаясь и назло всем переписывая и компилируя УМК и е-курсы. Наиболее же продвинутые товарищи-инноваторы под видом свежего подхода продают, что умеют
4. Привело ли внедрение компетентностного подхода к подготовке специалистов к осознанному и массовому освоению и внедрению соответствующих методик обучения и педагогических технологий?
Ответ: не только не привело к новым методическим решениям, но и увеличило меру энтропии и неразбериху в применении старых.
5. Перечисленные в пп. 1−4 позиции негативны или позитивны?
Ответ: Не то и не другое. ИМХО, что есть то и имеем, это частная оценка того, как видится  реальное положение дел с пресловутым компетентностным подходом.

Сам по себе это подход представляется более прагматичным, нежели знаниево или личностно ориентированные. Не виноват подход в том, что господа-практики его практически реализовать или не исказить не могут: извечный разрыв теории и практики в обучении. Тем не менее вопросов про компетентностный подход  больше, чем ответов:
1.      А успеем ли мы в должной мере освоить этот подход до той поры, пока нам не велят кинуться на некий новый, который рано или поздно придет на смену компенетностному;
2.      Как долго заказчики (чиновничество от образования или корпоративный менеджмент) будет мириться с тем, как обучающие инстанции и товарищи преподаватели/тренеры/HR-практики будут делать вид, будто преданно следуют этому подходу;
3.      Найдут ли заказчики обучения управленческие механизмы, способные запустить реальное обучение по компетенциям.
4.      Наконец, для меня не решен вопрос, умеет ли право вуз или учебный центр (закакзчик) «обучать» и требовать от преподавателей и тренеров, от разработчиков е-курсов  способностей  наличия качеств из очень личностной области, например, любви к обучающемуся, эмоциональной устойчивости, веры в собственные силы и уверенности в себе, преданности тем или иным ценностям и т.п. Так, глядишь скоро нам приказом будут доводить быть креативными, мотивированными к труду,  верящими в политику правильной партии или стать прихожанином одной из разрешенных религий.

Возможно, я и ошибаюсь. В чем-то из сказанного наверняка ошибаюсь. Поправьте, опровергните, дополните, предложите альтернативы, пожалуйста. С удовольствием изучу  критические суждения.