Сегодня рискнул замахнуться провести вебинар, вероятность успеха которого оценивалась
ближе к 0, чем к 1. Вышло где-то 0.3-0.4, ИМХО. Неожиданно высокий
результат для вебинара на тему "Компетенции разработчиков электронных
курсов".
Материалы вебинара
Сразу оговорюсь: не имею ничего против компетентностного подхода вообще и применительно к электронному обучению в частности. Ощущаю внутреннюю потребность обсудить эту тему с коллегами. Претензии, связанные с этим подходом, касаются не его как такового, а адресуются прежде всего себе самому, неполноте собственного разумения, а что же такое этот компетентностный подход, как он, собственно, на деле работает и к шаткости собственных ответов на волнующие вопросы, а именно:
Возможно, я и ошибаюсь. В чем-то из сказанного наверняка ошибаюсь. Поправьте, опровергните, дополните, предложите альтернативы, пожалуйста. С удовольствием изучу критические суждения.
Материалы вебинара
Сразу оговорюсь: не имею ничего против компетентностного подхода вообще и применительно к электронному обучению в частности. Ощущаю внутреннюю потребность обсудить эту тему с коллегами. Претензии, связанные с этим подходом, касаются не его как такового, а адресуются прежде всего себе самому, неполноте собственного разумения, а что же такое этот компетентностный подход, как он, собственно, на деле работает и к шаткости собственных ответов на волнующие вопросы, а именно:
1. Привел ли «переход» к компетентностонгому
подходу к сколько-нибудь видимым позитивным изменениям в процессах и
результативности обучения, будь то в вузах, будь в компаниях?
Ответ: видимых реальных изменений лично я не
обнаруживаю.
2. Повлиял ли сколько-нибудь существенно компетентностный
подход к обучению на качество
обучения?
Ответ: если и повлиял, то, ИМХО, никак, или смехотворно незначительно, а то и навредил (хотя, возможно, где-то локально этот подход и хорошо работает в
деле управления персоналом).
3. Приняла ли преподающая общественность, включая
e-learning’цев, душой и телом компетентностный подход?
Ответ: Скорее, смирилась и безмолствует, делает
вид, что приняла, тихо чертыхаясь и назло всем переписывая и компилируя УМК и е-курсы. Наиболее же продвинутые товарищи-инноваторы под видом свежего подхода продают, что умеют
4. Привело ли внедрение компетентностного подхода
к подготовке специалистов к осознанному и массовому освоению и внедрению
соответствующих методик обучения и педагогических технологий?
Ответ: не только не привело к новым методическим решениям,
но и увеличило меру энтропии и неразбериху в применении старых.
5. Перечисленные в пп. 1−4 позиции негативны или
позитивны?
Ответ: Не то и не другое. ИМХО, что есть то и имеем, это частная оценка
того, как видится реальное положение дел с пресловутым компетентностным подходом.
Сам по себе это подход представляется более прагматичным,
нежели знаниево или личностно ориентированные. Не виноват подход в том, что господа-практики его практически реализовать или не исказить не могут: извечный разрыв теории и практики в обучении. Тем не менее вопросов про компетентностный подход
больше, чем ответов:
1. А
успеем ли мы в должной мере освоить этот подход до той поры, пока нам не велят
кинуться на некий новый, который рано или поздно придет на смену
компенетностному;
2. Как
долго заказчики (чиновничество от образования или корпоративный менеджмент)
будет мириться с тем, как обучающие инстанции и товарищи преподаватели/тренеры/HR-практики будут
делать вид, будто преданно следуют этому подходу;
3. Найдут
ли заказчики обучения управленческие механизмы, способные запустить реальное
обучение по компетенциям.
4. Наконец,
для меня не решен вопрос, умеет ли право вуз или учебный центр (закакзчик) «обучать»
и требовать от преподавателей и тренеров, от разработчиков е-курсов способностей наличия качеств из очень личностной области,
например, любви к обучающемуся, эмоциональной устойчивости, веры в собственные
силы и уверенности в себе, преданности тем или иным ценностям и т.п. Так, глядишь
скоро нам приказом будут доводить быть креативными, мотивированными к труду, верящими в политику правильной партии или стать
прихожанином одной из разрешенных религий.
Возможно, я и ошибаюсь. В чем-то из сказанного наверняка ошибаюсь. Поправьте, опровергните, дополните, предложите альтернативы, пожалуйста. С удовольствием изучу критические суждения.