вторник, 16 сентября 2014 г.

Контроль изучения ПО в реальной среде

Давно хотел коснуться этой темы, да коллеги опередили как минимум в части постановки проблемы:
Изучающий программное обеспечение пользователь "не имеет достаточных навыков и может "наломать дров". Это как обучение авиапилотированию. Теория -> Тренажер -> Самостоятельное пилотирование. Катастрофа неминуема, поскольку пропущена важная часть "пилотирование на тренировочном самолете с инструктором".

В одном из белорусских банков, с которым мне посчастливилось немного поработать, эта проблема решается следующим образом:
есть две системы корпоративного ПО: действующая, обслуживающая потребности банка и ее "дублер". Абсолютно тождественная действующему ПО его учебная копия, обеспечивающая весь необходимый функционал. Вот на этом ПО-дублере и организовано обучение сотрудников. Для чего "выделены" "специальные" тренеры.

В силу массы причин подобное решение, особенно в банках, на практике невозможно реализовать. Как видим, препятствие к решению задач обучения ПО лежит здесь не столько внутри обучения, сколько в плоскости организационных и финансовых решений.
А это досадно. Здесь и разработчикам такого ПО есть на чем себя показать и получить бонусы, и потребителям ПО - лишний повод посотрудничать с разработчиками на предмет кастомизации софта.
В упомянутом банке проблема решалась благодаря сотрудничеству и взаимопониманию банка и компании-разработчика ПО.

Если же предлагаемое решение невозможно реализовать, возможны следующие варианты:
1. реконструировать логику освоения ПО пользователями и строить дидактически целесообразные эмуляторы на чем есть (нам приходилось делать это на КурсЛабе) в этой логике.
2. создать мощную и интерактивную постоянно действующую справочную систему - того самого инструктора, только электронного, который сможет сопровождать пользователя "в полете", в том числе и в реальном. Такая система может быть дополнена и справочным колл-центром компании (работа которого могла бы постепенно затухать) и даже форумом, где фиксируются проблемы и их решения самими пользователями.
3. совместить оба предыдущих пункта.