среда, 24 апреля 2013 г.

Пост-ответ на удаленный его автором комментарий



Открыл почту, увидел в рассылке из блога комментарий к предыдущему посту от Владимира Нюренберга. Прочитал. Написал ответ. Полез в блог, а комментарий ... удален автором :( 
Не пропадать же добру …

Владимир!
Причина моих публикаций и/или их цель – вовсе не пикировка с Вами и Вашим сопреподавателем в курсе. Я прекрасно удерживаю в оперативной памяти постулат NLP, выращенный Бендлером-Гриндером на почве трансформационной грамматики: «Каждое высказывание (всякое поведение) имеет позитивное намерение». Реальность же такова, что путь от намерения к тексту (контенту) трансформирует содержание намерения так, что содержание контента может приобрести совершенно иной смысл, подобное может произойти и усилиться на пути от контента к его адресату. В итоге доброе намерение может приобрести весьма причудливые формы:  от ухода в сторону до противоположного смысла или его вольной интерпретации адресатом. (ИМХО, куратор контента, должен уметь работать с этим.)
В ряде случаев такие трансформации непроизвольны (такова природа языка, включая образный, изображения), в другом ряде они используются осознанно в целях манипуляций. И манипуляции эти не есть абсолютное зло. Язык рекламы, промоушена, почти весь политический дискурс, PR и т.п. строятся именно на агональных (состязательных, т.е манипулятивных) механизмах коммуникации (там курирование контента = курирования курируемых с целью обрести власть над ними). Иначе эти «языки» перестанут быть сами собой и … отомрут. Они таковы по определению, их природа такова. И бороться с этим бессмысленно.

Меня же волнует иное: нарушение границ дискурсов, когда наука начинает говорить языком площади, а дидактика – языком пиара и софистики. Что, на мой взгляд, становится тенденцией, ведущей к снижению качества образовательного контента, обучения и образования в целом. Я ничего не имею против меркантилизации образования, когда знание становится товаром. Но при этом обучение не должно подменяться пиаром, переходить на языки рекламы, PR и им подобные.  Обучение заговорило на языке рекламы, корпоративные курсы в массе своей стали строится в логике торгового дискурса и промоушена. Увы, этот тренд коснулся и вузов, о чем, к моему прискорбию, свидетельствует и ваш курс  «Куратор содержания». Куча МООС – продукты влияния (пиара), а не обучения. Вместо формирования знаний, умений и навыков - техники суггестии, манипуляции групповой динамикой, бессознательными целями аудитории, игры с уловками сознания и ловушками языка, эквилибристика мультимедиа и визуальными моделями. Суверенитет образовательного дискурса начинает трещать, его границы атакуются "ширпотребными" дискурсами. Не знаю, как Вас, меня это огорчает.

Думается, настало время, сделать явными те методы и приемчики, с помощью которых размывается образовательный дискурс.
Во-первых, чтобы обучающие и учащиеся могли отличать его от необразовательных.
Во-вторых, чтобы самим невольно не воспроизводить необразовательные паттерны там, где они неуместны. Очень часто мы не осознаем, в каком дискурсе пребываем. Он руководит нами, а не мы им. Думаем, что преподаем, что сетевовой курс ведем, что людей учим, а на деле пребываем в другом дискурсе.  Соблазн же велик. PR-приемчики куда проще в освоении и внешне эффектнее, нежели консервативные и тяжелые в освоении и реализации приемы и методы обучения.

P.S. Ах, Владимир, напрасно Вы удалили свой комментарий.
Всего из нескольких строк, а позволяет продемонстрировать массу подходов и методик анализа текста (контента). Про истину и ложь – трансформационная грамматика хороша для анализа. Про «догмат о непорочности девы Марии» - дискурсивный подход хорошо отвечает. Про дальтоника и светофор – теория лингвистической относительности, металингвистика, опять-таки трансформационная грамматика и психолингвистика методы/приемы предлагают.
Владимир, к счастью, теории и методы анализа контента в большинстве своем безразличны к тому, о чем текст или иной контент и кто его автор. Для большинства современных подходов к анализу контента - «Автор умер!» (концепция «Смерти автора»).
Приходите на вебинар. Обсудим ряд вопросов по теме нашего общения. Приходите на семинар, там речь де факто пойдет об образовательном дискурсе.
Вообще, думаю, что помимо изучения илёнинцами, как надо учить, актуально для них также овладеть знаниями, как работать с коммуникативными практиками, например, тем же "курированием контента", его анализа, отбора и составления.

Приемы курирования содержания (1)

Курированием содержания информации занимается множество наук, в большинстве своем прикладных. В одних только когнитивной и компьютерной, математической и психолингвистике, генеративной и трансформационной грамматиках , социолингвистике, поэтике и культуре речи наработаны десятки, если не сотни методов, и большие тысячи методик (для проверки этого высказывания можно прибегнуть к методу курирования содержания под названием "контент-анализ"). Активно разрабатывалась эти приемы и методы в социологии,  в психоаналитической герменевтике Рикёра, структурном психоанализе Лакана, не говоря уже про лингвистическую или аналитическую философии, теориях дискурса. Относительно мирно сосуществуют на разных континентах  переживающие революцию сразу три направления современной риторики: новая живая риторика (США, ЮВА), неориторика (Зап.Европа), современная общая риторика (Россия и СНГ). Про частные (юридическую, политическую, теологическую, дипломатическую,  деловую и пр.и пр.) риторики умолчу, но обращу внимание, что существует и педагогическая риторика.

И в каждой из этих уважаемых дисциплин есть наработанный арсенал методов, методик и приемов работы с содержанием информации и влияния контента на людей
.
В одном из предыдущих постов говорилось, что работа с контентом принадлежит к одной из 2-х основных методологий. Одна озабочена поисками и трансляцией правды (истины, объективного) и согласия людей в этом поиске. Другая - занята изучением и практикой влияния на людей с помощью текстового, аудиального и /или визуального контента с целью побудить их к желаемым куратором мыслям, решениям и поступкам безотносительно истинности этого контента.
Предметом изучения в этих методологиях являются чаще всего 3 феномена:
  1. Трансформации мысли в контент(и наоборот);
  2. Трансформации влияния в контент;
  3. Трансформация бессознательного в контент (и наоборот).
Собственно, работа с содержанием (контентом) и есть эти трансформации.
Как раз пример таких трансформаций хочу привести. 
В предыдущем посте были представлены две фразы (контент):
  1. Кока-кола - это (есть) счастье в доме.
  2. Кока-кола - (есть) медленный яд.
С точки зрения формальной логики, опытной проверки, 1-я вызывает сомнение. Ну какая объективная, причинно-следственная связь между популярной жидкостью и счастьем в доме? Ну разве что ассоциативная, образная, нерегулярная (нет напитка - нет счастья) . Ничего подобного! Существуют методы доказательства, что белое это черное, а кока-кола очень даже счастье.
Проведем небольшую трансформацию:
"Кока-кола" - это счастье в доме =  "Компания "Кока-кола", работа в ней на высокой должности, обладание солидным пакетом ее акций, зарплата, обеспечивающая благополучие и т.п. - это счастье, в том числе и счастье причастных к компании семей (слова "семья" и "дом" - здесь синонимы).- /Вообще, с точки зрения некоторых современных дисциплин  любое слово может стать  синонимом или антонимом любому другому (но той же части речи) и омонимом  самому себе/
 Такой прием называется у нас по-разному в силу трудностей перевода: изменение границ, изменение рамки, фрейма, и, с легкой руки создателей NLP - рефрейминг.
В приведенном примере использовано оба вида рефреймига:
  1. Рефреминг содержания/значения/смысла - в разных переводах (Кока-кола/ было  "напиток", стало "название компании")
  2. Рефрейминг контента (счастье / было: возможность употреблять кока-колу - стало: получение благ, обеспечивающих счастье благодаря причастности к компании "Кока-кола".
Практическая польза от знания такого приема достаточно высока.
Во-первых, его можно употреблять с целью влияния на аудиторию в интересах куратора.
Во-вторых, знание этого приема позволит куратору содержания не угодить в ловушку собственной речи  самому, а использовать его работая ради:
  • Трансформации мысли в контент(и наоборот);
  • Трансформации влияния в контент (с целью побудить собеседника принять позицию "куратора");
  • Трансформация бессознательного в контент (и наоборот).
Из приема "изменение границ" вытекают два правила:
  1. Для любой глупости и лжи можно найти контекст, где они станут истиной.
  2. Для любой истины можно найти контекст, где она станет ложью.
Мы можем потренироваться. Попробуйте поупражняться в применении каждого из правил применительно к контенту "Профессиональная разработка электронных курсов - это просто!". "Курирование контента - это навигация в море информации".