суббота, 7 июля 2012 г.

Почему не работает таксономия Блума

Уже ни один год неизбывным интересом пользуется таксономия целей обучения Блума:
Согласно ей, учащемуся, чтобы стать обученным, следует последовательно освоить 6 интеллектуальных процессов, причем каждый последующий включает в себя все предыдущие.

Некоторые разработчики контента электронных курсов, используя таксономию, поступают так:
формируют контент своих продуктов, последовательно предъявляя аудитории, что нужно знать, как понимать, применять, анализировать и т.д.
И вот наступает торжественный момент итогового контроля, и выясняется, что не совсем понимают, не всегда применяют без посторонней помощи, не целостно анализируют, не то синтезируют и т.д. Вот такая у таксономии "неполноценность"...
 Почему так?  
Ответ парадоксален: демонстрировать понимание, анализ, синтезировать, оценивать и применять должен не преподающий (будь то лектор или курс), а ... ученик.
Если я - живой преподаватель, если созданный мной курс сами предъявляем образчики процедудур по достижению целей со 2-го по 6-й уровень, они автоматически опускаются на 1-й уровень репродуктивного знания, то есть становятся тем, что требуется механически запомнить и воспроизвести, будь то даже целостная теория:
 Что же делать тогда с этой таксономией?
А вот что: дать знания, а их понимание, применение, анализ и пр. предоставить ученику. В этом состоят, собственно залог и смысл интерактивности обучения, а также обучения компетенциям, как минимум, когнитивным.