Уже ни один год неизбывным интересом пользуется таксономия целей обучения Блума:
Согласно ей, учащемуся, чтобы стать обученным, следует последовательно освоить 6 интеллектуальных процессов, причем каждый последующий включает в себя все предыдущие.
Некоторые разработчики контента электронных курсов, используя таксономию, поступают так:
формируют контент своих продуктов, последовательно предъявляя аудитории, что нужно знать, как понимать, применять, анализировать и т.д.
И вот наступает торжественный момент итогового контроля, и выясняется, что не совсем понимают, не всегда применяют без посторонней помощи, не целостно анализируют, не то синтезируют и т.д. Вот такая у таксономии "неполноценность"...
Почему так?
Ответ парадоксален: демонстрировать понимание, анализ, синтезировать, оценивать и применять должен не преподающий (будь то лектор или курс), а ... ученик.
Если я - живой преподаватель, если созданный мной курс сами предъявляем образчики процедудур по достижению целей со 2-го по 6-й уровень, они автоматически опускаются на 1-й уровень репродуктивного знания, то есть становятся тем, что требуется механически запомнить и воспроизвести, будь то даже целостная теория:
Что же делать тогда с этой таксономией?
А вот что: дать знания, а их понимание, применение, анализ и пр. предоставить ученику. В этом состоят, собственно залог и смысл интерактивности обучения, а также обучения компетенциям, как минимум, когнитивным.
Согласно ей, учащемуся, чтобы стать обученным, следует последовательно освоить 6 интеллектуальных процессов, причем каждый последующий включает в себя все предыдущие.
Некоторые разработчики контента электронных курсов, используя таксономию, поступают так:
формируют контент своих продуктов, последовательно предъявляя аудитории, что нужно знать, как понимать, применять, анализировать и т.д.
И вот наступает торжественный момент итогового контроля, и выясняется, что не совсем понимают, не всегда применяют без посторонней помощи, не целостно анализируют, не то синтезируют и т.д. Вот такая у таксономии "неполноценность"...
Почему так?
Ответ парадоксален: демонстрировать понимание, анализ, синтезировать, оценивать и применять должен не преподающий (будь то лектор или курс), а ... ученик.
Если я - живой преподаватель, если созданный мной курс сами предъявляем образчики процедудур по достижению целей со 2-го по 6-й уровень, они автоматически опускаются на 1-й уровень репродуктивного знания, то есть становятся тем, что требуется механически запомнить и воспроизвести, будь то даже целостная теория:
Что же делать тогда с этой таксономией?
А вот что: дать знания, а их понимание, применение, анализ и пр. предоставить ученику. В этом состоят, собственно залог и смысл интерактивности обучения, а также обучения компетенциям, как минимум, когнитивным.
PS. Собственно, и привычная нам традиция отечественного преподавания также не может обойтись без процессов, названных Блумом, и также учит овладевать ими. Да тем и отличается педдизайн, что выполнение этих процедур делегируется преимущественно ученику и осуществляется последовательно и систематически.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьПо поводу таксономии Блюма.
ОтветитьУдалитьНа одном из Ваших вебинаров мы "не сошлись характерами" по поводу таксономии . "Делай раз, делай два ..." - это для отработки рефлексов. Главное, как в жизненный опыт человека вкладывается "новый материал". Если там нет жизненного опыта, то не будет и резонанса даже на шаге первом. И, как ни странно, резонанс может быть на шестом шаге. Следовательно, для этого человека начинать нужно с конца.
Для "взрослых" необходимо рассматривать актуальный для него "здесь и сейчас" практический материал. А для "зелёного" студента - близкий ему материал (например. популярный сериал). Но в материале должны присутствовать все уровни Блюма.
Следовательно, вполне возможны и "восхождение"и "спуск" по уровням и перескоки уровней. Блюм - это "средняя температура по больнице". Но конкретная температура - это важный показатель. Так что шкала Блюма может применяться.
В физике актуальна шкала Кельвина, в обиходе -шкала Цельсия, а шкала Фаренгейта интересна только англичанам.
Может также и с таксономией Блюма?
Здравствуйте, Вячеслав Александрович!
ОтветитьУдалитьОчень глубокий пласт Вы затронули. А не факт, что это для отработки рефлексов. Я бы предложил рассматривать это как формирование и закрепление определенной культуры познания , культуры мышления. Разумеется, классической, научно-рациональной. И это ценно.
Простите, Вячеслав, на мой взгляд мышлением по типу таксономии Вы обладаете как раз на уровне рефлексов, почти инстинктов. Вы просто этого не осознаете, не замечаете, как и воздуха, или не всегда осознаете, столь глубоко она в Вас укоренилась Потому-то Вы для меня Инженер, образцовый Инженер. А когда Вы это блумовщину херите, то становитесь конструктором, исследователем и мыслителем, выходите за границы ее возможностей. При этом забываете, что фундамент вашего творчества именно рациональное автоматизированное мышление "блумовского" типа.
Да, люди разные. Однако предложенные Вами перескакивания, ИМХО, в норме и допустимы и желательны, НО, думаю, уже для зрелых (готовых) профессионалов. Им такое позволительно, т.к. они на уровне навыков, автоматически могут позволить себе компетентно перескакивать.
Возьмем сопромат. 1-й курс обычно. Можно там перескакивать? А кадры, способные обучить сопромату, перескакивая, есть? Осознают ли они, что и как и зачем перескакивают? Как это отразиться на обученности аудитории?
Да, можно перескочить. Но это уже будет не педагогический дизайн и не Блум. А что?
Да, можно перескакивать и менять уровни таксономии (вернее, мыслительные операции, когнитивные процессы) в обучении. Но это будет уже другой методический подход, а то и парадигма в обучении. Она(и) есть? Она(и) прописаны и формализованы для того, чтобы передаваться от преподавателя к преподавателю, стать методикой, а то и технологией обучения?
Ага, есть. Прекрасно! Давайте ее изучать, попробовать в деле, продвигать, использовать, доказать ее превосходство. И пусть она(и) конкурируют с Блумом.
Вячеслав, какую(ие) методики, на Ваш взгляд, можно добавить к или противопоставить Блумовской. Чтобы "не отработка рефлексов", по-Вашему, а что-то иное заработало?
Володя,я уже писал, что не являюсь специалистом в области педагогики и дидактики. Наши соседи кафедра методики и дидактики бизнес-образования разработали не только монографию по подготовке тьюторов по заказу ЮНЕСКО, но и наши внутренние методички по подготовке тьюторов. Лидером авторского коллектива безусловно является академик Новиков Александр Михайлович. Я являюсь его учеником,последователем. Короче, посещаю его лекции, школы и даже пью вместе водку. Но лучше всё же черпать воду из первоисточника. Все свои труды он выложил в открытом доступе в Интернет.
ОтветитьУдалитьТак что я спрятался за классиков и могу нести от себя "чушь прекрасную", но уже в маразматическом возрасте.
Внедрение моих физических разработок не предвижу в ближайшем будущем. А дальней перспективе надеюсь, что они будут пере открыты.
Вячеслав, не скромничайте, пусть Вы и не дидакт-теоретик (не позиционируете им себя), то классные преподаватель, т.е дидакт-практик.
ОтветитьУдалитьА методичность Вашего мышления позволяет Вам правильно судить об очень широком круге вопросов.
А.М. Новикова читаю и сайт его работ посещаю и даже в сетях труды цитирую. Ну и методички вами упомянутые иногда мне попадаются, пусть и в отрывках
Володя, комплименты, оно, конечно, приятно, но "всяк сверчёк знай свой шесток".
ОтветитьУдалитьВот адрес методички Профессионалов
http://tjutor.blogspot.com/p/blog-page_18.html
Спасибо за ссылку!
ОтветитьУдалитьСпасибо за затронутую тему. (Эмоции - как глоток чистого воздуха)
ОтветитьУдалитьНо меня привлекло и то, что с "повальной" увлечённостью Блумом почему то забыли отечественную педагогику и отечественные примеры таксономий, например Беспалько
Да нет, Беспалько также имеет право быть используем и пропагандируем. Присоединяетесь, расскажите про достоинства таксономии Беспалько, ее отличий от Блумовой, иных таксономий. Лично мне просто удобнее работать с этой таксономией и с этой традицией.
ОтветитьУдалить