понедельник, 14 октября 2013 г.

Перевернутое обучение и инженерия знаний

Сначала советская, а затем и постсоветская педагогика вовсю декларировали тезис о том, что ученик – Личность и Субъект учебной деятельности. В силу чего преподаватели-практики и теоретики обучения активно искали методы и методики активного обучения. Найдено и описано их было немало, однако радикального сдвига здесь не произошло. Сейчас, в расширением электронных форм обучения наше внимание обратилось на так называемое «перевернутое обучение». 
Его родоначальниками называют Джонатана Бергмана и Аарона Сэмса, огромную роль в пропаганде перевернутого обучения в мире сыграла Академия Хана (англ., русск.). У нас активно идеи такого обучения популяризируют Иван Травкин (преимущественно вузы) и Марина Курвитс (среднее образование)
Главный мотив этих авторов – повысить активность учащихся.
Пока не рискну ответить на вопрос, а может ли перевернутое обучение выступать как базовый метод обучения, способный заменить традиционное как минимум в передаче минимального набора базовых знаний в школах и вузах. Во всяком случае, один из апологетов и проводников такого обучения в США - Брайан Беннет – считает, что «необходимо обладать каким-то базисом, чтобы в дальнейшем на него уже накладывалась новая информация и навыки. Поэтому я рассматриваю этот подход как возможность расширить уже полученные знания, но не как метод базового обучения».
А если речь вести об обучении взрослых: магистров, специалистов, уже имеющих профессиональное образование, нважно, квалифицированные ли это рабочие, магистры или слушатели последипломных программ? Уж они то почти поголовно субъекты своей судьбы. Думается. Что для этой категории учащихся перевернутое обучение как раз и может стать базовой формой.
Итак, сделаем допущение, что наш учащийся – это действительный субъект обучения. В этом случае функция извлечения, приобретения новых знаний может быть целиком делегирована ему. И не обязательно эти знания он будет извлекать из кратких видео-лекций. Возможны и иные источники знаний на электронных или бумажных носителях. Очная же часть учебного процесса станет носить максимально активный характер. Как, к примеру, представлено на рисунке (источник):

Представленная схема извлечения знаний позаимствована из источника, посвященного искусственному интеллекту, инженерии знаний (раскраска моя - ВН) ... (читать целиком)