вторник, 4 июня 2013 г.

Стереотипизация искажения реальности

Известен такой феномен, как  социально желательный ответ:
"Человек часто дает социально-желательные ответы или демонстрирует социально-желательное поведение. В обычной жизни мы настолько привыкли так поступать, что не отдаем себе в этом отчета. ...  Существуют вещи, о которых не принято говорить, а также нормы поведения, ограничивающие нас в свободе выска­зываний. Таким образом, даже в обычной жизни мы конструи­руем или каким-либо образом искажаем реальную картину (Источник)."

Забавный диалог, демонстрирующий "работу" социально желательных ответов, вышел у нас с безмерно уважаемым мной коллегой Вячеславом Лебсаком.

Сыр-бор завязался с того, что опубликовал фрагментик одного из своих обучающих продуктов. В котором был тест (точнее, тренировочное упражнение), состоящее всего из одного вопроса:

Вячеслав Александрович, поработав с упражнением, честно сообщил:

Поскольку я считаю, что в тренировочных, обучающих и закрепительных упражнениях допустимы вольности и отступления от требований тестологии, пришлось признаться, что

Реакция Вячеслава Александровича меня по-хорошему ошарашила:

 Это ж насколько прочно въелись в наше сознание стереотипы и социально желательные поведенческие клише, что дважды профессор, человек кристальной честности и рафинированного критического мышления (к тому же хорошо знающий меня и мою позицию про понты в eL) "купился" на социальные стереотипы.

Это что ж мы получим от обучения, если пользователи наших е-курсов будут изучать нашу продукцию и проходить контрольное тестирование с установкой, что их заведомо берут на понт и ... соответствующим образом демонстрировать лояльность.
Сюрреалистическая виртуальность жжот!
И разработчики-заказчики довольны, и персонал адаптировался к "типа "обучению" в формате  eL: все довольны и позитивны, о чем и доложим на очередных еL-тусовках/конференциях, где кукушки хвалят петухов и наоборот.

Что делать?
- Приучить аудиторию к курсам, действительно обучающим, а не берущим на понт.   

Про типы знаний

Не так давно на одном из форумов спорили с коллегами про типы учебных знаний и про то, нужно ли их уметь различать создателям электронных курсов и прочим педдизайнерам. Не говоря уже про умение их адекватно использовать. Привожу пример фрагмента курса (факультативный материал) из наших курсов и дистанционных сессий, касающийся проблемы типов знаний в e-learning.
Смотреть пример

P.S. Страницы листаются тремя способами:
  • кликом на странице,
  • цеплянием уголка страниц мышом,
  • кнопками <вперед> - <назад>