четверг, 18 октября 2012 г.

Принцип взаимообучения взрослых

Время от времени на ресурсах илёнинцев возникают обсуждения касательно использования блогов, форумов и даже wiki.

В академическом секторе этот вопрос решается тихо по умолчанию: преподаватели обычно продолжают общение со студентами (или лицами, повышающими квалификацию в соответствующих учреждениях). Сложнее в компаниях, когда тысячи, десятки и даже сотни тысяч человеко-курсов проводятся силами нескольких, иногда и одного-двух, человек. Поди отмодерируй блоги/форумы при таком количестве персонала.

Правда, мне известно 2 случая, когда такие форумы отлично работают и практически не модерируются (лишь периодически мониторятся). Реализуется это благодаря демократичности корпоративных культур в этих компаниях и тому, что их учебным и HR подразделениям удалось организовать процесс самостоятельного взаимообучения персонала:
Возникла у пользователя проблема или вопрос - он выносит их на форум с просьбой помочь разобраться и получает, как правило, весьма оперативные ответы (со временем надеюсь подробнее рассказать об этом опыте) .
Причем используются форумы, а не блоги, поскольку они удобнее для этого организованы и менее, нежели блоги, подходят для самопрезентации самовлюбленных уникумов.

Одним из правил игры на наших обучающе-консалтинговых сессий выступает принцип взаимного обучения ее участников.
Для этого участники должны быть разными. Нередко слышал от коллег мнения, что "разношерстная" аудитория - не лучший фактор для успешности учебного процесса. Не соглашусь!
В одной сессии осознанно объединяются опытные разработчики е-курсов (с десятками созданных продуктов), менее опытные (1-5 е-курсов в портфолио) и новички (их обычно большинство), представители вузов, учреждений повышения квалификации и корпоративных центров обучения. Начальники и подчиненные и даже заказчики и вендоры, выполняющие их заказы.
Стаж педагогической деятельности и eL-опыт также разный: на одной сессии могут быть люди с 2-3 месяцами и 2-3 десятилетиями стажа. Такое многообразие и выступает, как это ни парадоксально, системообразующим фактором взаимного обучения:
людям есть что сказать и что спросить друг у друга.

Приведу скриншот взаимообучающего общения (Обсуждается структура электронных курсов, которую участники сессии формируют применительно к своим продуктам в соответствии с требованиями педагогического дизайна):
 
Александр, молодой руководитель связанного с обучением работников подразделения производственной компании делится соображениями с очень квалифицированным преподавателем вуза (Маргаритой, доцент кафедры методики преподавании некого предмета), помимо немалого стажа имеющей и блестящую дидактическую подготовку.

Предпосылки обретения знания и опыта в ходе сессии таковы:
- участник создает собственный курс,
- участник видит,  как паралельно создаются еще 10-15 курсов его коллегами,
- результаты работы отлеживаются и комментируются тьютором, нередко многократно переделываются,
- результаты работы отслеживаются и комментируются соучениками,
- спорные вопросы снимаются в ходе дискуссионных обсуждений.

В итоге, создавая в ходе сессии собственный электронный курс, каждый из его участников имеет возможность соприсутствовать при и даже соучаствовать в создании еще 10-15 обучающих продуктов. Весьма разнообразных по целевому назначению и содержанию (см. ...).