четверг, 19 июля 2012 г.

Дайте порулить неформальным обучением


Одно из принципиальных отличий неформального обучения от формального состоит в том, что первое является добровольным. Инициатором неформального обучения является сам учащийся, который при этом берет на себя обязательство следовать тем правилам игры, по которым это обучение идет, будь то тренинг личностного роста, курсы кройки и шитья, лекция в музее про эпоху Возрождения или посещение вузовских лекций вольнослушателем.

Хотите запустить неформальное обучение в компании? Создайте условия, чтобы его аудитория собиралась сама, по своей инициативе, сугубо добровольно. После чего управляйте учебным процессом  так, как его форма и формат требуют, хоть авторитарно, хоть либерально.

В реале же в компаниях часто дело идет так: насоздают обязательных курсов, а вот комфортных, а то и просто никаких условий (место, время, тьюторинг, консультации) для его осуществления сотрудниками не организуют и не предусматривают. "Как выходит/ когда смогут / если удается, так и учатся".
Тоже своего рода "неформальный" подход: курс обязателен, а вот процесс обучения неформализован: как хочешь, так и учись, голубчик/голубушка. Мы тебе ничего не навязываем. Не подобным ли "неформальным" обучением иные коллеги норовят поуправлять? Было бы здорово, так как решение этой проблемы, ИМХО, станет весьма существенным вкладом в дело развития и популяризации электронного ДО. 

О технологиях по понятиям

Время от времени от специалистов, занимающихся электронном и не только электронным обучением можно услышать, будто термин "технология" применительно к образовательному процессу слишком технократичен, принижает роль Личности преподавателя и т.п.

Ошибка заключается, пожалуй в том, что за пределы педтехнологий выводится фигура преподавателя как ее составляющая часть. Профессиональные и личностные качества преподающего, в том числе и "овеществленные" в электронном средстве обучения - неотъемлемая часть технологий в обучении. Как ни неприятно осознавать себя "кусочком" технологии, объективно так оно и есть, пожалуй. Противопоставлять себя, выводить свои компетенции за пределы технологии, а тем боле ставить себя над ней - ИМХО, одна из причин пробуксовки новых педагогических инноваций и даже неприятия Болонского процесса. Роль личности преподавателя в процессе обучения нуждается в пересмотре.

В электронном обучении дефицит понимания, что же такое технология, приводит зачастую к тому, что автор средства обучения больше озабачивается теми аспектами содержания курса, которые транслируют его оригинальность, субъективность в ущерб содержанию обучения, выпячиваются индивидуальные (чаще всего локальные) авторские, находки, то есть создает продукт, так, как удобнее ему, а не комфортнее учащемуся, более озабочен преподаванием, реализацией своего индивидуального мастерства, нежели обеспечением процесса учения, достижением конкретного результата на стороне учащегося.

Пренебрежение уже выработанными и апробированными технологиями делает разработку е-курсов процессом, сходным с очередным изобретением велосипеда.