вторник, 31 июля 2012 г.

Время в e-Learning и управление знаниями

Написано под впечатлением  поста Киры Гусевой 
В очередной раз повторюсь: эффективность корпоративного обучения, в том числе (и прежде всего электронного) зависит от того, как и насколько обучение вписано в систему управления знаниями компании, является ее логической составной частью, а не осуществляется рядом, но не вместе с УЗ.
Более того, одной из причин неуспехов  и неурядиц с eL, на мой взгляд,  является его несбалансированное существование рядом с УЗ или попросту отсутствие или незрелость системы управления знаниями.

Андрей Мирошниченко пишет о трех типах времени в компании:

  1. Стратегическое время предприятия (в целом соответствует масштабу действий ТОП-менеджмента и акционеров);
  2. Тактическое время предприятия («время» линейных руководителей);
  3. Оперативное время предприятия («время» исполнителей).
 Думается, мы вправе говорить и о трех типах обучения, по аналогии с предложенной Андреем схемой. Беда однако в том, что на уровне e-Learning эти "времена" у нас чаще разбалансированы, чем гармонизированы.

Обучение топов часто идет отдельно даже от обладателей штабных должностей. Чему и как учат высших руководителей, покрыто иногда эзотерическим мраком. Порой даже руководители корпоративных университетов представления не имеют, чему же учат генераторов стратегических решений.  В итоге, как пишет Кира Гусева "именно от ТОПов и высоких средних руководителей должен поступать запрос на обучение сотрудников. А не так, как часто бывает: ходит HR и ищет, кого бы чему бы поучить."
При таком "феодальном" подходе к обучению речь может вестись лишь в компаниях, которые еще не дозрели до управления знаниями, а тактическое и, тем более, оперативное обучения идет "мимо" или "около" стратегических целей бизнеса или является соответствующим им только на словах.
Обучение в компании, ИМХО, будет лишь тогда одним из полноценных организационных процессов, когда впишется в три типа времени, в систему управления знаниями, а между  тремя типами обучения будут выстроены разумные (пусть и не прозрачные) иерархические связи и социальные лифты (выращивание кадров).
 Продолжение темы ...