Не буду сегодня ничего сочинять. Приведу длиннющую цитату из труда Г.А. Атанова «Возрождение дидактики — залог развития высшей школы» ( Донецк: ДОУ, 2003. — 180 с.).
Эти
мысли, IMHO, могут послужить манифестом современного обучения. Как
минимум, занятого подготовкой специалистов. Будь они положены в основу
работы при подготовке профессионалов — очной, дистанционной или в формате e-learning — можно вести речь о методологических основах дидактической инженерии (или, если угодно, электронной дидактики).
Итак:
"Передавать последующим поколениям нужно опыт, а не просто знания. Этот опыт воплощен
в предметах материальной и духовной культуры (орудиях и средствах
производства, произведениях искусства, всевозможных носителях информации
и т.п.) и, главное, в способах выполнения действий с
ними. Реализация этих способов и есть деятельность. Способы действий
должны быть освоены студентами в ходе обучения, и в этом заключается его
цель. Понятно, что это может быть выполнено только в том случае, если в
процессе обучения обучаемые сами будут совершать деятельность (с. 39)....
Прежде всего, надо признать, что обучение — это передача опыта общественно-исторической практики, опыта предыдущих поколений, но не передача знаний.
Признать также:
- что при проектировании и организации обучения первичными являются заданная характером будущей специальности деятельность и действия, составляющие эту деятельность, но не знания;
- что конечной целью обучения является формирование способа действий, обеспечивающих осуществление будущей профессиональной деятельности, но не запоминание знаний;
- что содержание обучения составляет заданная характером будущей специальности система действий и только те знания, которые обеспечивают выполнение этих действий, но не какая-то заданная система знаний;
- что знания не самодостаточны, они являются всего лишь средством обучения, но не его целью, так как играют служебную роль, объясняя и подготавливая практические действия;
- что механизмом осуществления учебной деятельности является решение задач, а не проработка учебного материала, и если студент не решает учебные задачи, то это значит, что учебная деятельность не организована;
- что в современном понимании знать — значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные знания;
- что усваивать знания можно, только оперируя ими, а не просто запоминая их;
- что обучение представляет собой совокупность двух взаимосвязанных, но самостоятельных деятельностей, — деятельности обучающего и деятельности обучаемого, а не «целенаправленный педагогический процесс»;
- что деятельность преподавателя заключается в проектировании учебной деятельности, организации учебной деятельности и управлении учебной деятельностью, а не в «передаче» знаний.
P.S. Выделено мной — ВН.
Впервые опубликовано здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий