Электронный курс - это минимальное целостное в смысловом отношении интерактивное средство обучения, управляющее процессом учения.
Учебные предметы (дисциплины) состоят из ряда курсов. Электронные курсы, как правило, рассматривают лишь часть учебной дисциплины (предмета), этап ее изучения.
Чем более коротким и менее объемным по содержанию будет такой этап, тем более высокую результативность учения е-курс сможет обеспечить.
В отличие от академической традиции хорошо спроектированный е-курс имеет единственный предмет обучения.
Благодаря этому обеспечивается:
Хороший наставник не требует от ученика освоения нескольких вещей одним махом, а значит, не ставит его перед необходимостью одновременно решать несколько задач. Хороший наставник понимает, что теоретические сведения и практические действия одновременно мозг и переваривать и воспроизводить не может. Если мы хотим делегировать е-курсу наставническую функцию, то на конкретном этапе обучения перед аудиторией следует ставить лишь один предмет изучения, требовать одновременного выполнения одного ряда процедур, а ни нескольких сразу.
Благое намерение традиционного обучения к трансляции фундаментального знания, к обниманию трудно объятного, увы, имеет своим продолжением стремление перенасытить голову учащихся таким количеством данных, что они в конце концов становятся тормозом для познавательной и(или) практической деятельности. Электронный курс должен обеспечивать аудитории комфортные условия для усвоения знаний, где теория и практика, знание и действие сосуществуют в гармонии. Однопредметность, а не многопредметность е-курса - одно из средств создания таких условий.
Не менее благое намерение корпоративной подготовки работников добиться многого малыми затратами ведет к "полупредметности" обучения. От предмета отрывается его часть, всей проблематики учащийся не видит, в результате совершает ошибки и порождает новые проблемы уже на производстве.
Учебные предметы (дисциплины) состоят из ряда курсов. Электронные курсы, как правило, рассматривают лишь часть учебной дисциплины (предмета), этап ее изучения.
Чем более коротким и менее объемным по содержанию будет такой этап, тем более высокую результативность учения е-курс сможет обеспечить.
В отличие от академической традиции хорошо спроектированный е-курс имеет единственный предмет обучения.
Благодаря этому обеспечивается:
- Концентрация внимания разработчиков и аудитории на относительно небольшом фрагменте содержания.
- Четкое определение границ того, что будет изучаться и, следовательно, четкое понимание участниками обучения (включая преподающих) того, чему учиться и чему учить(ат).
- Возможность модульной организации учебного процесса.
Хороший наставник не требует от ученика освоения нескольких вещей одним махом, а значит, не ставит его перед необходимостью одновременно решать несколько задач. Хороший наставник понимает, что теоретические сведения и практические действия одновременно мозг и переваривать и воспроизводить не может. Если мы хотим делегировать е-курсу наставническую функцию, то на конкретном этапе обучения перед аудиторией следует ставить лишь один предмет изучения, требовать одновременного выполнения одного ряда процедур, а ни нескольких сразу.
Благое намерение традиционного обучения к трансляции фундаментального знания, к обниманию трудно объятного, увы, имеет своим продолжением стремление перенасытить голову учащихся таким количеством данных, что они в конце концов становятся тормозом для познавательной и(или) практической деятельности. Электронный курс должен обеспечивать аудитории комфортные условия для усвоения знаний, где теория и практика, знание и действие сосуществуют в гармонии. Однопредметность, а не многопредметность е-курса - одно из средств создания таких условий.
Не менее благое намерение корпоративной подготовки работников добиться многого малыми затратами ведет к "полупредметности" обучения. От предмета отрывается его часть, всей проблематики учащийся не видит, в результате совершает ошибки и порождает новые проблемы уже на производстве.
Истоки проблемы "полупредметности" обычно в том, что сам автор курса не видит всей проблематики. Более того, многопредметность и полупредметность всегда идут вместе.
ОтветитьУдалитьВ корпоративном обучении встает проблема, связанная с тем, что полностью увидеть всю проблематику в разумные сроки часто нереально: анализируемая система слишком сложна. Трудно быстро понять ее проблемы, их причины и определить правильный способ поведения потенциальных обучающихся.
Если однопредметный курс сделать не получается, а полупредметный курс позволяет в краткие сроки обеспечить рост результативности (пусть и не такой большой, как полноценный курс), то почему бы не сделать полупредметный курс? Кроме того, если обучившийся постоянно работает с изученным материалом на практике, он доберет нехватающие знания неформально.
Михаил,
ОтветитьУдалитьсовершенно согласен с вами, что полностью увидеть всю проблематику очень непросто, тем более, что реальность по определению богаче и многообразнее нашего видения ее.
Я же говорю несколько об ином: о наличии у илёнинцев умения предвидеть, в каких ситуациях курс будет перегружен избыточным знанием, а в каких - неизбежна полупредметность. И соответсвующим образом реагировать. Проблема в том, что реальная деятельность илёнинцами не подвергается анализу. Вместо анализа реалий и осуществления выводов на его основе происходит анализ контента на предмет удобного ее размещения в курсе - удобство компиляции.
Интересна ваша мысль о полезных полупредметных курсах. Да, они могут быть полезны, да не во всех предметных областях. Особенно полезны, если встроены в процессы наставничества, обучения на практике, на рабочем месте, по требованию. В массе случаев это вообще наилучший вариант, особенно при формировании исполнительских действий. Но едва ли это будет работать, к примеру в курсах проектного менеджмента или управления знаниями для топов или таможенного дела для специалистов по таможенному оформлению. Здесь полу- и недопредметность чреваты...