вторник, 25 декабря 2012 г.

Компетенция: способность или поведение? (в картинках)

В продолжение темы
Давайте взглянем еще разок на таблицу, представляющую таксономию целей (или результатов?) обучения Б.Блума:


















Затем мысленно поиграем с картинкой. Например, так:

Позволительна ли такая вольность? Не потрясает ли основы основ ряда стереотипов? Допустимо ли подобным образом безобразничать с классикой педагогического дизайна?

15 комментариев:

  1. Идея интересна и наводит на размышления. "Возможно всё!", вопрос лишь в зачем :)

    Я бы использовал уточненную таксономию Блума, т.к. там уже стоят инфинитивы (для когнитивных процессов): помнить, понимать, применять, анализировать, оценивать, создать. Они лучше сочетаются со словом "способность".

    Однако в отличие от Болонского процесса в нашем ФГОСе из компетенции выпала способность мобилизировать/активизировать(!) внутренние ресурсы. Трудности перевода?

    Потому получается такая картина (для примера).
    Компетенция по ФГОС:
    способность помнить (какие-то факты из предметной области).
    Компетенция по Болонскому процессу:
    способность вспомнить (какие-то факты из предметной области).
    Поведение:
    воспроизводить без искажений (какие-то факты из предметной области).

    P.S. Пока не знаю, насколько критично использование глаголов несовершенного и совершенного вида после слова "способность". Что это изменит? Буду думать :)

    ОтветитьУдалить
  2. Максим, если рассматривать компетентность как высшую психическую функцию по Выготскому,то она должна быть опосредованной и произвольой. Линии развития компетентности в этом случае определяются сменой средств на более совершенные и волевыми усилиями,активностью личности, субъектностью, изменённым состоянием сознания, именуемым вдохновением.

    ОтветитьУдалить
  3. На первый взгляд, ничего не меняется (может я просто примитивен), поэтому глядя на это думается, что, кто-то просто дисер защищал) А материал Владимира как всегда "приперченный" за это и читаем.

    По этому воду милицейский анекдот. Экзамен в милицейской школе. Есть 3 деревянные фигурки - куб, круг, ромб и соответственно в деревянной доске 3 отверстия: ромбовидное, круглое и квадратное. Задача проста вставить нужную фигуру в соответствующее отверстие. После экзамена мнения комиссии разделились 1. Полные дауны. 2. Ну очень сильные мужики.

    Вот и у нас так похоже. Пытаемся впихнуть одно в другое. А надо ли?

    P.S. Интересно! А наши "типовые экзамены" в ВУЗЕ включают задания на п. 5-6 первого слайда?

    ОтветитьУдалить
  4. Вадим, здесь речь про компетенции, а не про компетентность.

    Константин, а что имеется в виду под "типовым" экзаменом? Ответы на билеты? Конечно, нет. Рассказать билет - это "знать", ответить на вопросы преподавателя по курсу - это "понимать" (зачастую), решить типовую задачу (по изученному алгоритму) - это "применять".
    Мне вообще иногда кажется, что вузовское образование рассчитано на золотую середину, т.е. на уровень "применять". И некоторые умельцы это выдают за компетентностный подход (студенты же в результате делают, не только рассказывают!).

    ОтветитьУдалить
  5. Максим,
    применять у Блума означает самостоятельность ученика, его работу в новых или конкретных ситуациях без помощи курса/препа.

    Стоит отличать "применение по шаблону" (запомнил и повторил действие, операцию) - уровень 1 таксономии, т.е. знание - и самостоятельное применение.
    Не факт, что у нас под применением понимается 3-й уровень таксономии, а не 1-й.
    Факт, что 1-й уровень "некоторые умельцы" выдают за блумовское применение и даже за компетентностый подход.

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  7. Да, ты прав. Спасибо за уточнение!

    Посмотрел у Блума, вот пример задания из раздела "Применение":
    http://mskryabin.ru/Bloom_p143.pdf
    Оно на английском, но смысл таков: нужно определить, как изменятся спрос и/или предложение на конкретный товар при изменении условий на рынке.

    ОтветитьУдалить
  8. Вадим,
    Очень ценно Ваше замечание касательно рассмотрения компетенций в контексте опосредованных действий. Смущают только «поэтические слова» про измененное состояние и вдохновение. В нашем деле, ИМХО, можно поступать более инструментально, методично и методически работая с целеполаганием, критичностью, с самооценкой, с саморегуляцией поступков, так и с ответственным управлением поведением в целом. Вычленим инструментальную составляющую, сможем управлять учением (и развитием), измерять и оценивать его.

    И стоит, мне думается особо выпятить в очерченном Вами контексте произвольность. Ибо в различных трудах и указующих документах произвольность разумеется не как нечто связанное с самостоятельной сознательной целенаправленностью субъекта учения, а как непроизвольное выполнение воли авторов таких трудов/документов и прочих заказчиков обучения.

    ОтветитьУдалить
  9. Константин,
    1. на одной из наших обучающе-консалтинговых-сессий - http://www.newedu.su/elektronnoe-obucenie/elektronnoe-obucenie-1/proektirovanie-elektronnogo-kursa-s-zelaemym-rezultatom -
    один из ее участников создавал курс "Использование специальных средств" (т.е. дубинок, газовых баллончиков, наручников и даже оружия немножко).
    Поскольку и для вашего вуза эта тема не чужда, попробуйте мысленно, а лучше письменно, продумать способности и поведение в контексте этой темы, контрольные точки такого курса, интеракции и тесты на уровнях "анализ", "синтез", "оценка".
    Лучший способ избавить уважаемую профессию и национальную культуру :)) от … анекдотов про "тупых ментов" – учить по Блуму или на основе не менее уважаемых иных подходов. Вот она – благородная миссия МВД-обучения.

    2. И это Вы, работник вуза, спрашиваете, про типовые задания в вузах на уровнях 5-6, и даже 4 и 3 (применение подразумевает: в новых обстоятельствах и без помощи препода)? Не пугайте, меня, пжл. В наших вузах безмозглое обучение невозможно, не так ли?

    3. Простите, это у меня материалы приперченные?
    Категорически не согласен!!!!!
    Просто я беру уже имеющиеся в "гражданском обороте" готовые "творческие» блюда", предварительно их смакую и описываю. Ничего более! Ничего от себя не добавляя. Люблю остренькое.

    ОтветитьУдалить
  10. Состояние вдохновения характеризуется тремя параметрами. Увеличением образности мышления, способности видеть предмет исследования с разных точек зрения, способности переносить закономерности из одной области в другую. Вдохновение = его наличие - это мостик,позволяющий энергии бессознательного направиться в творческое,созидательное русло. Сублимацию.Как индивидуальный, так и коллективный немгновенный инсайт, приводящий к красивым творческим решениям, подразумевает состояние вдохновения. Порыва. Компетентность живая,дейсвующая с пульсацией крови в висках содержит не только измеримую, наблюдаемую,демонстрируемую, номотетическую составляющую, но и идеографическую, уникальную, придающую продуктам деятельности индивидуальное своеобразие. Исследование компетентности, проводимое только в рамках естественно-научного подхода с исключением гуманитарной , эмоционально-ценностной составляющей однобоко. Становление компетентности происходит через кризисы переживаний, периоды сильной неудовлетворённости собой, муки творчества.

    ОтветитьУдалить
  11. Интересная инфа о курсе по спецсредствам. Подумаем)

    ОтветитьУдалить
  12. Константин,
    а чё тут думать. Берем Блума или еще кого, можно модифицированного Блума (моторную и эмоциональные таксономии - при использовании дубинок это важно) и ... делаем. А можно и не Блума, а кого покруче.

    Впрочем, мы делали по Блуму немодифицированному

    ОтветитьУдалить
  13. Вадим,
    все это замечательно.
    Меня смущает, что будет выступать опосредующим фактором при "пульсации крови в висках"?
    Меня тревожит, что декларации про вдохновение и сублимацию превратятся в такой же трёп, каким славилось и славится наша отечественная "педагогическая рациональность".

    Считаю, что всё, описанное вами может быть рационально (инструментально) реализовано в той или иной методике обучения, вполне рационально. В том числе и в электронном 1.0 обучении.
    Вы тоже так считаете?

    ОтветитьУдалить
  14. В питерском универе на каф. проф.Аллахвердова ведутся работы по изучению неосознаваемых когнитивных процессов.
    Моё понимание природы педагогического связано с метафорой двуликого Януса.
    В то же время работы мудреца от дидактики проф.МГУ И.И.Ильясова говорят о том,что естественно-научная парадигма является основополагающей.Долгие годы моей педагогической практики говорят что он прав. Но не до конца.

    ОтветитьУдалить
  15. Трансляция знаний/опыта посредством метафор (и коррелирующих с ними смыслов), ИМХО, еще один аспект модернизации образования.
    А ест.-науч. парадигма, возможна потому основополагающая, что от нее и исторически и логически плясать приходится. Ведь и после-классические рациональности эту парадигму в себя вбирают.

    ОтветитьУдалить