понедельник, 17 декабря 2012 г.

Многознание ума не прибавляет

В свое время, интерпретируя фразу Гегеля "Многознание уму не научает", выдающийся советский философ Эвальд Ильенков говаривал, что встречаются гениальный сапожники и глупые профессора, а то и кто повыше. И ставил вопрос так: учить нужно не знанию, а уму.
В противном случае электронная дидактика может выродиться в "теории обучения", позаимствовавшие методики формирования ума из рекламы, у пиарщиков и масс-культуры.

Что мы делаем:  "учим уму" или репродуцируем знания, при этом обучающее воздействие на формирование ума пребывает за порогом наших компетенций?
Взглянем на таблицу, представляющую таксономию Блума:
 Какие из когнитивных целей таксономии нацелены на формирование ума? Несложно заметить, что все, кроме уровня "знание".
Однако и трансляции понимания, применения, анализа и т.д. "устами" преподавателя, е-книги или е-курса для формирования ума аудитории явно недостаточно, ибо когда преподающая сторона демонстрирует, как нужно понимать, или синтезировать или оценивать и др., на стороне учащегося эти образчики превращаются в знание, в то, что он вынужден механически запоминать и воспроизводить.
Хотите поднять качество обучения - прекратите преподавать и/или компилировать контент.
Организуйте уч.процесс так, чтобы понимание применение анализ синтез и  оценка осуществлялись не преподавателем (пусть и имеющим тот самый ум), а самим учащимся.
Тогда таксономия Блума может быть проинтерпретирована (= понята, по Блуму) так:
Теперь можно и задуматься над актуальными трендами про их отношение к проблеме знания/ум, а именно, над:
  • компетентностям подходом,
  • управлением знаниями и талантами,
  • сетовым обучением и блоггингом, сетевым кураторством,
  • неформальным обучением,
  • наглядностью и инфографикой и др.  -
на предмет, а способствуют ли они формированию ума или, напротив, засоряют его знаниями.

16 комментариев:

  1. . . .
    Как и чтение, тоже. Как и коммуникации, тоже. Не буду называть фамилии, но целый ряд умов человеческих говаривали об этом... Время идет. Мир меняется. Меняемся и мы. Только вот в какую сторону? Пост хорош. Слава Блогу!
    . . .
    О.Лавров

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Олег

    Очень важно, что вы затронули вопросы чтения и общения. Мало ли как я читаю/общаюсь. Совсем другое дело, как я это понимаю, анализирую и т.д. Мечтаю разработать софт по управляемому чтению, чтоб управлять не только пробеганием взглядом по строкам и их запоминанием, но и процессами более высокого уровня.

    ОтветитьУдалить
  3. Давным-давно разработана методика критического чтения — в рамках технологии критического мышления, которая как раз и нацелена на развитие ума http://evolkov.net/critic.think/basics/delphi.report.html

    ОтветитьУдалить
  4. P.S. По поводу других умов: про трех упомянул и/или прямо/косвенно процитировал.
    Смешно в XXI веке претендовать на оригинальность, после постмодерна-то

    ОтветитьУдалить
  5. И создана целая батарея тестов по критическому мышлению (не РКМЧП), которые измеряют именно те навыки, которые и являются важнейшими когнитивными инструментами.

    ОтветитьУдалить
  6. Проблемное обучение. Махмутов.Матюшкин. Блум взят не модифицированный. Но вроде это не принципиально для идеи, с которой солидарен.

    ОтветитьУдалить
  7. Евгению Волкову:
    Спасибо, что обратили внимание на очень ценную, как мне думается, методику. Порой мне думается, что за подобными решениями - будущее электронного обучения, если не целиком то от важной части.

    ОтветитьУдалить
  8. Вадиму Лузянину:
    Спасибо за солидарность.
    Касательно Блума: нарочно и всегда беру немодифицированного Блума, т.к.
    - для пропаганды самой идеи и его довольно,
    - сейчас актуальнее лишь когнитивной частью таксономии обходиться. Освоит ее общественность - можно далее двигаться, пошагово.

    P.S. Понимаю некоторые ограничения Блума и то, что в посте пребывал как бы вне диалогического подхода. Опять-таки, исходя из статус кво в нашем деле нарочно действую по принципу "лучше меньше, да доступнее".

    ОтветитьУдалить
  9. Вторично возвращаюсь к теме проблемного обучения, проблемных ситуации,которые помимо Блума ведут к развитию ума - задачей на поиск.По Рубинштейну проблемная ситуация - начало мыслительных процессов. У Щедровицкого - разрыв.
    Отдельная тема - возможность индивидуального ( догадка )открытия знаний и коллективного инсайта как сетевого феномена. Сократовское родовспоможение в открытии знаний в сети. Вот как конкретно я понимаю эту идею. На вебинаре ведущий выхватывает из чата два противоположных коммента и начинает это обсуждать.

    ОтветитьУдалить
  10. Здравствуйте, Вадим.

    Острую и больную (для меня лично) проблему ставите.
    1. Проблемное обучение (упомянутые Вами ранее Махмутов, Матюшкин, добавал бы и Лернера) создали вполне полноценные дидактические решения по проблемному обучению. 2. Группа новое французское образование и приверженцы постклассики довели разрыв до такого методического совершенства, что Щедровицкому и не снилось.
    3. ИМХО, проблемное обучение является более совершенным, нежели Блум и педдизайн в целом.

    Однако,
    4. Квалификация педработников такова, что браться за проблемное обучение, не освоив Блума - это перепрыгивать через эволюционный этап: от членистоногих к млекопитающим минуя промежуточные стадии.
    5. Технология Блума и проблемное обучение могут мирно сосуществовать в уч. процессе для достижения разных целей.
    6. Возможно, что на уровнях блумовской таксономии, начиная с применения, а, быть может, и с понимания, в той или иной мере либо действует (непроизвольно), либо может быть произвольно задействовано проблемное обучение, обогатив тем самым когнитивные действия по Блуму. Внутреннего противоречия в первом приближении здесь не вижу (но этот вопрос нужно специально изучать).

    Если мы не освоили аутнтично отечественные традиции Занкова, Гальперина, Махмутова, Давыдова-Эльконина и др., то может начать с той, которая
    а) является более простой и доступной для понимания,
    б) вписывается в Болонский процесс,
    в) отлично, ИМХО, работает и в большей степени, нежели отечественная, продемонстрировала свою прагматичность и ... профпригодность.

    Вадим, я бы куда с большим удовольствием продвигал и реализовывал бы диалогические постклассические подходы к обучению. Однако, похоже, они в массовом образовании и педагогическом сознании (полубессознательном, увы) пока не обрели статуса господствующей рациональности.

    ОтветитьУдалить
  11. Возможно, наступят такие счастливые времена, когда вебинар будет вести команда ведущих, каждый со своим голосом (М.М.Бахтин ). В вебинаре будут предусмотрены зоны неопределённоти ( проблемные), когда чат, генеририруя разные смысловые оси развития темы, отдаёт предпочтение одной из осей. Её освещение подхватывает другой голос-ведущий, со своими заготовками. Так вебинар превращается из инвариантного в вариативный, приводящий к феномену коллективного инсайта.

    ОтветитьУдалить
  12. Вадим,
    а что, по-вашему, должно случиться, чтобы подобные вебинары или сетевое общение стали реальностью?

    ОтветитьУдалить
  13. Можно выделить две группы факторов. Одна группа внешних факторов сязана с организационной культурой фирмы или ВУЗа, когда дистанционное обучение станет привычной ( рутинной ) процедурой. Для этого должно вырасти новое поколение преподавателей.Вторая группа внутренних факторов связано с явно недостаточно понятыми на уровне теории процессы групповой учебной динамики. По сути дела речь идёт о перевёрнутом вебинаре, когда чату принадлежит ведущая роль, а его развивающиеся учебные потребности нужды удовлетворяет группа экспертов-ведущих, полифония ( диалог) их между собой и чатом. Чат тоже трансформируется из случайного набора записавшихся на вебинар в сообщество обучения через всю жизнь.

    ОтветитьУдалить
  14. Вадим,
    мне кажется, что подобных метаморфоз будет недостаточно, чтобы Диалог и неметафизическое взаимодействие заработало. Форма внешне и будет новой, а моно не факт, что сменится диа-, и поли. Думается, для полифонии этого недостаточно. Не всякий формально полилог полифоничен, если нет отрефлексированной полифонии в одной отдельно взятой голове.

    ОтветитьУдалить
  15. Новеллу М.М. Бахтина о модели полифонического сознания, представвленную в психике героев Достоевского, следует рассматривать и во времени. Полифония голосов происходит за короткий промежуток времени. Полилог напрвлен на смыслопорождение, немгновенный инсайт. Чат в вебинаре должен превратиться в коллективного субъекта учебной деятельности. А не кто в лес, кто по дрова. Собраться в веник. Такой субъест как высшая психическая функция появляется по Выготскому на сцене дважды : интер-интра. Чат получает знания не от ведущих ( они-средства ), а через смыслопорождение. Мыследеятельность чата. Категория смысла станет основопологающей категорией сетевой педагогики. Идея изложена очень фрагментарно.

    ОтветитьУдалить
  16. Спасибо за пояснения, Вадим.
    Осталось "всего лишь" реализовать это методически, создавая ситуации (условия) смыслопорождения в Диалоге.
    Кстати, проблемное обучение здесь весьма может пригодиться.

    ОтветитьУдалить