В свое время, интерпретируя фразу Гегеля "Многознание уму не научает", выдающийся советский философ Эвальд Ильенков говаривал, что встречаются гениальный сапожники и глупые профессора, а то и кто повыше. И ставил вопрос так: учить нужно не знанию, а уму.
В противном случае электронная дидактика может выродиться в "теории обучения", позаимствовавшие методики формирования ума из рекламы, у пиарщиков и масс-культуры.
Что мы делаем: "учим уму" или репродуцируем знания, при этом обучающее воздействие на формирование ума пребывает за порогом наших компетенций?
Взглянем на таблицу, представляющую таксономию Блума:
Какие из когнитивных целей таксономии нацелены на формирование ума? Несложно заметить, что все, кроме уровня "знание".
Однако и трансляции понимания, применения, анализа и т.д. "устами" преподавателя, е-книги или е-курса для формирования ума аудитории явно недостаточно, ибо когда преподающая сторона демонстрирует, как нужно понимать, или синтезировать или оценивать и др., на стороне учащегося эти образчики превращаются в знание, в то, что он вынужден механически запоминать и воспроизводить.
Хотите поднять качество обучения - прекратите преподавать и/или компилировать контент.
Организуйте уч.процесс так, чтобы понимание → применение → анализ → синтез и → оценка осуществлялись не преподавателем (пусть и имеющим тот самый ум), а самим учащимся.
Тогда таксономия Блума может быть проинтерпретирована (= понята, по Блуму) так:
Теперь можно и задуматься над актуальными трендами про их отношение к проблеме знания/ум, а именно, над:
В противном случае электронная дидактика может выродиться в "теории обучения", позаимствовавшие методики формирования ума из рекламы, у пиарщиков и масс-культуры.
Что мы делаем: "учим уму" или репродуцируем знания, при этом обучающее воздействие на формирование ума пребывает за порогом наших компетенций?
Взглянем на таблицу, представляющую таксономию Блума:
Какие из когнитивных целей таксономии нацелены на формирование ума? Несложно заметить, что все, кроме уровня "знание".
Однако и трансляции понимания, применения, анализа и т.д. "устами" преподавателя, е-книги или е-курса для формирования ума аудитории явно недостаточно, ибо когда преподающая сторона демонстрирует, как нужно понимать, или синтезировать или оценивать и др., на стороне учащегося эти образчики превращаются в знание, в то, что он вынужден механически запоминать и воспроизводить.
Хотите поднять качество обучения - прекратите преподавать и/или компилировать контент.
Организуйте уч.процесс так, чтобы понимание → применение → анализ → синтез и → оценка осуществлялись не преподавателем (пусть и имеющим тот самый ум), а самим учащимся.
Тогда таксономия Блума может быть проинтерпретирована (= понята, по Блуму) так:
Теперь можно и задуматься над актуальными трендами про их отношение к проблеме знания/ум, а именно, над:
- компетентностям подходом,
- управлением знаниями и талантами,
- сетовым обучением и блоггингом, сетевым кураторством,
- неформальным обучением,
- наглядностью и инфографикой и др. -
. . .
ОтветитьУдалитьКак и чтение, тоже. Как и коммуникации, тоже. Не буду называть фамилии, но целый ряд умов человеческих говаривали об этом... Время идет. Мир меняется. Меняемся и мы. Только вот в какую сторону? Пост хорош. Слава Блогу!
. . .
О.Лавров
Спасибо, Олег
ОтветитьУдалитьОчень важно, что вы затронули вопросы чтения и общения. Мало ли как я читаю/общаюсь. Совсем другое дело, как я это понимаю, анализирую и т.д. Мечтаю разработать софт по управляемому чтению, чтоб управлять не только пробеганием взглядом по строкам и их запоминанием, но и процессами более высокого уровня.
Давным-давно разработана методика критического чтения — в рамках технологии критического мышления, которая как раз и нацелена на развитие ума http://evolkov.net/critic.think/basics/delphi.report.html
ОтветитьУдалитьP.S. По поводу других умов: про трех упомянул и/или прямо/косвенно процитировал.
ОтветитьУдалитьСмешно в XXI веке претендовать на оригинальность, после постмодерна-то
И создана целая батарея тестов по критическому мышлению (не РКМЧП), которые измеряют именно те навыки, которые и являются важнейшими когнитивными инструментами.
ОтветитьУдалитьПроблемное обучение. Махмутов.Матюшкин. Блум взят не модифицированный. Но вроде это не принципиально для идеи, с которой солидарен.
ОтветитьУдалитьЕвгению Волкову:
ОтветитьУдалитьСпасибо, что обратили внимание на очень ценную, как мне думается, методику. Порой мне думается, что за подобными решениями - будущее электронного обучения, если не целиком то от важной части.
Вадиму Лузянину:
ОтветитьУдалитьСпасибо за солидарность.
Касательно Блума: нарочно и всегда беру немодифицированного Блума, т.к.
- для пропаганды самой идеи и его довольно,
- сейчас актуальнее лишь когнитивной частью таксономии обходиться. Освоит ее общественность - можно далее двигаться, пошагово.
P.S. Понимаю некоторые ограничения Блума и то, что в посте пребывал как бы вне диалогического подхода. Опять-таки, исходя из статус кво в нашем деле нарочно действую по принципу "лучше меньше, да доступнее".
Вторично возвращаюсь к теме проблемного обучения, проблемных ситуации,которые помимо Блума ведут к развитию ума - задачей на поиск.По Рубинштейну проблемная ситуация - начало мыслительных процессов. У Щедровицкого - разрыв.
ОтветитьУдалитьОтдельная тема - возможность индивидуального ( догадка )открытия знаний и коллективного инсайта как сетевого феномена. Сократовское родовспоможение в открытии знаний в сети. Вот как конкретно я понимаю эту идею. На вебинаре ведущий выхватывает из чата два противоположных коммента и начинает это обсуждать.
Здравствуйте, Вадим.
ОтветитьУдалитьОструю и больную (для меня лично) проблему ставите.
1. Проблемное обучение (упомянутые Вами ранее Махмутов, Матюшкин, добавал бы и Лернера) создали вполне полноценные дидактические решения по проблемному обучению. 2. Группа новое французское образование и приверженцы постклассики довели разрыв до такого методического совершенства, что Щедровицкому и не снилось.
3. ИМХО, проблемное обучение является более совершенным, нежели Блум и педдизайн в целом.
Однако,
4. Квалификация педработников такова, что браться за проблемное обучение, не освоив Блума - это перепрыгивать через эволюционный этап: от членистоногих к млекопитающим минуя промежуточные стадии.
5. Технология Блума и проблемное обучение могут мирно сосуществовать в уч. процессе для достижения разных целей.
6. Возможно, что на уровнях блумовской таксономии, начиная с применения, а, быть может, и с понимания, в той или иной мере либо действует (непроизвольно), либо может быть произвольно задействовано проблемное обучение, обогатив тем самым когнитивные действия по Блуму. Внутреннего противоречия в первом приближении здесь не вижу (но этот вопрос нужно специально изучать).
Если мы не освоили аутнтично отечественные традиции Занкова, Гальперина, Махмутова, Давыдова-Эльконина и др., то может начать с той, которая
а) является более простой и доступной для понимания,
б) вписывается в Болонский процесс,
в) отлично, ИМХО, работает и в большей степени, нежели отечественная, продемонстрировала свою прагматичность и ... профпригодность.
Вадим, я бы куда с большим удовольствием продвигал и реализовывал бы диалогические постклассические подходы к обучению. Однако, похоже, они в массовом образовании и педагогическом сознании (полубессознательном, увы) пока не обрели статуса господствующей рациональности.
Возможно, наступят такие счастливые времена, когда вебинар будет вести команда ведущих, каждый со своим голосом (М.М.Бахтин ). В вебинаре будут предусмотрены зоны неопределённоти ( проблемные), когда чат, генеририруя разные смысловые оси развития темы, отдаёт предпочтение одной из осей. Её освещение подхватывает другой голос-ведущий, со своими заготовками. Так вебинар превращается из инвариантного в вариативный, приводящий к феномену коллективного инсайта.
ОтветитьУдалитьВадим,
ОтветитьУдалитьа что, по-вашему, должно случиться, чтобы подобные вебинары или сетевое общение стали реальностью?
Можно выделить две группы факторов. Одна группа внешних факторов сязана с организационной культурой фирмы или ВУЗа, когда дистанционное обучение станет привычной ( рутинной ) процедурой. Для этого должно вырасти новое поколение преподавателей.Вторая группа внутренних факторов связано с явно недостаточно понятыми на уровне теории процессы групповой учебной динамики. По сути дела речь идёт о перевёрнутом вебинаре, когда чату принадлежит ведущая роль, а его развивающиеся учебные потребности нужды удовлетворяет группа экспертов-ведущих, полифония ( диалог) их между собой и чатом. Чат тоже трансформируется из случайного набора записавшихся на вебинар в сообщество обучения через всю жизнь.
ОтветитьУдалитьВадим,
ОтветитьУдалитьмне кажется, что подобных метаморфоз будет недостаточно, чтобы Диалог и неметафизическое взаимодействие заработало. Форма внешне и будет новой, а моно не факт, что сменится диа-, и поли. Думается, для полифонии этого недостаточно. Не всякий формально полилог полифоничен, если нет отрефлексированной полифонии в одной отдельно взятой голове.
Новеллу М.М. Бахтина о модели полифонического сознания, представвленную в психике героев Достоевского, следует рассматривать и во времени. Полифония голосов происходит за короткий промежуток времени. Полилог напрвлен на смыслопорождение, немгновенный инсайт. Чат в вебинаре должен превратиться в коллективного субъекта учебной деятельности. А не кто в лес, кто по дрова. Собраться в веник. Такой субъест как высшая психическая функция появляется по Выготскому на сцене дважды : интер-интра. Чат получает знания не от ведущих ( они-средства ), а через смыслопорождение. Мыследеятельность чата. Категория смысла станет основопологающей категорией сетевой педагогики. Идея изложена очень фрагментарно.
ОтветитьУдалитьСпасибо за пояснения, Вадим.
ОтветитьУдалитьОсталось "всего лишь" реализовать это методически, создавая ситуации (условия) смыслопорождения в Диалоге.
Кстати, проблемное обучение здесь весьма может пригодиться.