В продолжение тем "Компетенция и здравый смысл" и "Что такое компетенция"
В интересном и важном ракурсе коснулся темы компетенций Андрей Мирошниченко.
Сначала Андрей обратил внимание, что понятие
"компетенция" определенным образом коррелирует с категорией
ответственности.
"К сожалению, в дискуссиях о разработке модели
компетенций, системах квалификаций и т.д. очень часто забывают, что вообще-то
компетентность изначально означала в первую (очередь) ответственность …"
Затем коллега подчеркнул, что компетентностный подход
акцентирует свое внимание не столько на знаниях, умениях и навыках человека и
даже не на его способностях, сколько на поведении, на действиях, в которых они
реализуются.
На мой взгляд, если и соглашаться, что "компетенция
есть способность", то со следующими оговорками и уточнениями: компетенция
есть реализованные готовность и
способность к выполнению той или иной деятельности. Быть способным еще не
значит быть деятельным.
Далее, говоря о компетентностном подходе, Андрей отмечает, что тот фиксирует не только способность
"человека осуществлять требуемую деятельность,
но и нести за нее ответственность – понимать каким образом достигается нужный
результат, понимать собственные границы и постоянно их расширять – это
повышает ответственность сотрудников, их самоуправляемость и самообучаемость. Основная
задача компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить человека УПРАВЛЯТЬ
собственными знаниями, навыками и умениями, то есть уметь самообучаться и
саморазвиваться. А рамкой, движущей силой в компетентности оказывается именно
ответственность, которая приводит в действия все остальные элементы
компетентности".
Здесь хотелось бы
подчеркнуть еще одно характеристику феномена ответственности: реализованную
возможность и способность человека выступать автономным инициатором, автором, субъектом своих действий, сознательно
и добровольно выполнять стоящие перед ним задачи, осуществлять выбор из альтернатив
(см. ...)
Не случайно же в наборе Кембриджских компетенций подчеркивается необходимость предложения
человеком двух и более способов решения той или иной проблемы.
При этом ответственность
работника – это вовсе не его лояльность компании или верноподданичество. Если человек, скрепя
сердце и сжав зубы, вопреки своей воле (авторству поведения) выполняет свои
функции (обязанности), предписанные ему свыше, он не может считаться ответственным субъектом
своей деятельности. Если под ответственностью разуметь то, что зафиксировал в
свое время Эрих Фромм: «Сегодня ответственность
часто понимается как налагаемая обязанность, как что-то навязанное извне. Но
ответственность в ее истинном смысле это
от начала до конца добровольный акт. Это мой ответ на выраженные или
невыраженные потребности человеческого существа. Быть "ответственным"
значит быть в состоянии и готовности отвечать».
Соответствуют ли ФГОСы и корпоративные профили компетенций параметру ответственности?
Эх, нет на вас КОМПЕТЕНТНЫХ органов! Конечно, компетентностный подход, ставший модным в Европе в самом конце ХХ века, многое запутал. И в массовом педагогическом сознании практически свёл компетенции к способностям, перепутал с квалификацией.
ОтветитьУдалитьТогда как изначельно компетентность неразрывно связана с ответственностью, а не квалификацией или способностями.
Так, раньше можно было спросить: "В чьей компетенции находится эта проблема? Или вопрос, или тема".
Именно в компетенции, независимо от способностей и квалификации. Может оказаться так, что есть квалифицированные люди, но они не могут заняться решением проблемы, поскольку она не находится в их компетенции.
Скажем, психологи не могли заниматься тем, что было в компетенции медиков. Медсестра могла быть заведомо неквалифицированной в отношении некой проблемы, но имела право (была наделена компетенцией) заниматься ею, в отличие от психолога, квалифицированного, но некомпетентного.
Увы! И такое положение дел везде, где существуют лицензирование, аккредитация, или сертификация деятельности.
Ну и стоило бы различать компетентность и компетенцию, это, кажется, довольно разные вещи.
Уважаемый г-н Мацкевич,
ОтветитьУдалитьа компетентность с компетенциями мы вовсе и не путаем.
И также понимаем, что одно дело отдельные компетенции, другое - компетентностный подход в обучении и в управлении.
Беда в том, что компетенции и ихний подход пришел к нам несколько из э-э-э-э другого культурно-исторического измерения и ... из n-мерного пространства в (n-1 как минимум)мерное. Вот и мучаемся :)
Обязательно реализованные? А мочь и хотеть не достаточно?
ОтветитьУдалитьЗа мочь и хотеть, увы, зарплату не платят.
ОтветитьУдалитьКроме того, порой возникает ситуация, когда специалист хочет и может, но не имеет возможности в рамках компании. За это тоже вознаграждение, в нормальной организации, не платят.