понедельник, 24 сентября 2012 г.

Что такое электронный курс ... ... ?

С точки зрения Елены Тихомировой, электронный курс - это ...
С нашей точки зрения, е-курс - это средство управления учением. В этом его отличие от е-книг, справочников, иных средств обучения.
Чувствуете разницу?
И неважно, будет ли такое средство мульти- или мономедийным, традиционным или социальносетевым, игровым или академичным, монологичным или диалогичным. Если управляет познавательной деятельностью и желаемыми изменениями в головах и поведении аудитории, значит курс. Если нет, то одно название ...

25 комментариев:

  1. Я бы немного уточнил: курс оказывает обучающее воздействие.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за уточнение, Иван.
    так оно и есть: УПРАВЛЕНИЕ УЧЕНИЕМ. Чем не обучающее воздействие? Или Вы имеете в виду воздействие без учения? С этим у нас все в порядке :(

    ОтветитьУдалить
  3. Обучающее воз-действие именно в смысле активного управления учебной деятельностью.

    Учебник, даже бумажный, сам по себе тоже управляет обучением, предлагая учащемуся, например, последовательность изложения. Но учебнику в отличие от курса все равно, как учащийся воспользуется этой последовательностью.

    ОтветитьУдалить
  4. Хм! Владимир, с вашей установкой согласен, но вот вопрос…
    Для того чтоб человек начал действовать (а работник работать) нужны: знания/навыки, возможность и желание (мотив). Гипотетически можно сделать курс, который «работает» только на мотивацию. Есть ведь книги, фильмы, тренинги после которых хочется бегать, прыгать, сворачивать горы и реки и тд. Они не управляют учением – в лучшем случае базируются на существующих знаниях.
    По форме такие курсы могут быть очень похожи на те, которые управляют учением, но управляют мотивацией.
    Могут они попасть в категорию электронных курсов (в вашей интерпретации)? Или как их назвать?

    ОтветитьУдалить
  5. Сергей, мы теперь на вы?

    1) Не уверен, что мотивация - это дело педагогики, а не психологии.
    2) Мотивация - штука неизбежная и во многом ... животная.
    3) Курсы, которые якобы управляют мотивацией, а не изменениями в когнитивной и деятельностной сферой - это не курсы, а что-то типа тренингов, да и те - убогие.
    4) наивно думать, что кто-то может управлять мотивацией кого-то.
    5) хотите управлять мотивами - создайте условия для их реализации в жизни, а не в курсе.

    ОтветитьУдалить
  6. Сергей,
    я уже столько писал про мотивацию вокруг и около обучения, что надоело.
    Лучше буду себя же и цитировать :))) Ближе всего к затронутой теме, ИМХО, это: http://hrm.ru/predposylki-kotorye-mogut-zapustit-motivaciju-personala-k-e-learning

    ОтветитьУдалить
  7. Обучение так или иначе должно предусматривать поддержку учебно-познавательной и профессиональной мотиваций. Первая -- залог эффективной учебной деятельности, вторая -- ориентации на практику.

    ОтветитьУдалить
  8. Иван,
    управление учением (а не обучением, т.е. учением + преподаванием), ИМХО, конкретнее очерчивает границы мотивации в обучении. Красивые слова "должно предусматривать поддержку учебно-познавательной и профессиональной мотиваций" словами так и останутся, если вы не предложите ДИДАКТИЧЕСКИХ приемов и методов такой поддержки учения.

    Тем не менее, если речь идет о том, что обучение удовлетворяет мотивациям аудитории, соответствует ее интересам, потребностям, ценностям и пр., как витальным, так и социальным, а также удовлетворяет потребность в самореализации - резонно говорить, согласен, именно о поддержке мотиваций, "управление" которыми можно выразить такими базовыми императивами:
    - не мешай удовлетворяться мотивациям ученика;
    - создай условия для реализации таких мотиваций и ... появления новых, более высоких уровней.

    Про более тонкие работы с мотивациями не говорю сегодня. Пока у нас идет "типа "мотивация" к учению картинками и картами, примитивизированными текстами, возможностью посудачить в соцсетях и т.п., более тонкие материи не сильно актуальны в сравнении базовыми императивами.

    ОтветитьУдалить
  9. Любая работа с мотивацией -- это очень тонкая работа. Полностью согласен с Вами. Я ни в коем случае не говорю о "создании" или "провоцировании" мотивации, но лишь о ее поддержании, на которое и направлены дидактические приемы. В e-курсе их можно реализовать ("оживить" обучающее воздействие), в учебнике -- нет.

    ОтветитьУдалить
  10. >>Сергей, мы теперь на вы?
    Владимир, извини, вчера тяжелый день выдался…. По инерции перескочил.

    С одной стороны
    Мой вопрос был связан исключительно с мотивацией проф деятельности (не учебной).
    Полностью согласен, что вопрос «тонкий». Сейчас стою перед дилеммой – браться за такой курс или нет. «Грубо» делать не хочется, а «тонко» - много сил и времени отнимет. «Остаточность» (по аналогии со знаниями) после такого курса много меньше. Поэтому и подводил к целесообразности подобных курсов.

    С другой стороны
    Мне кажется надо расширить «понятие» курса. Форма ярче для разделения на «курс» и прочие. А какой он будет повествовательный, назидательный или управляющий учением это другой вопрос. Не менее важный, но другой. Я тоже сторонник «управляющих» курсов, но реализовать их сложно. А объяснить\доказать\убедить заказчика, что именно такой и нужен, еще сложнее!

    С уважением, Колков С

    ОтветитьУдалить
  11. ЭК - это отграниченная и упорядоченная во времени, рассчитанная на сознательное усвоение знаково-символическая модель управления и поддержки учения с целью появления и коррекции доступных педагогических новообразований ( ЗУНов,компетенций), обязательно спроектированная на основе научных методов специально подготовленным профессионалом.

    ОтветитьУдалить
  12. Сергей, см. пост: http://blog.newedu.su/2012/09/blog-post_25.html
    Мотивация к профессиональной деятельности находится вне рамок обучения (внешняя), внутренная же мотивация человека к проф.деятельности детерминируется не курсом, а всей историей развития, становления и самореализации индивида. Браться за такой курс, ИМХО, бессмысленно. Это по определению будет не курс, а тренинг.
    Нормальный социально-психологический тренинг, делать который имеет право лицо(а) с соответствующим образованием. Будь этот тренинг очным или электронным.
    Не знаю ситуации в твоей компании (ты по-прежнему в банке?), но, судя по содержанию и тональности твоих комментов, такой тренинг личной профмотивации почти наверняка будет противоречить фактору мотивации внешней, упомянутой по ссылке в посте. То есть весьма велика вероятность того, что содержание такого тренинга (желаемое) окажется перпендикулярным процессам мотивации компании (действительное), тем более - банка.

    Про расширение определения понятия "курс". Пожалуйста: вся наша жизнь - учебный курс :))), который совместно сочиняется нами с жизнью по мере движения от первого крика младенца до гроба. Точно также как и майндмепах, игре, коммуникации (общение) и т.п. могу вагон насочинять Расширил? :)))

    На то Аристотель и дал нам понятия, чтобы из хаоса в голове выкристаллизовывать структуры (модели) определенного типа. У иных наших же илёнинцев махновский подход к понятиям как раз и выгоден для ловли рыбки в мутной воде: даешь полную майндмепизацию, потом игрофикацию, красивый педдизайн, коннективизм (чтоб дурь преподавательская видна не была) потом управление талантами (коль у самого нет, то хоть поуправляю) - без границ, без руля и без ветрил, верха и низа, святого и грешного и т.д. и т.п.
    Возникает парадоксальная ситуация: в деле еЛ популярным становится антинаучный, в лучшем случае эмпирический подход. Мракобесие в образовании! Чудо!

    В профессиональной деятельности к понятиям и работе с ними нужно относится весьма профессионально.
    Как это сделал, к примеру,

    Уважаемый Вадим Лузянин!

    Спасибо за классное определение, хоть и не без понятной и уважаемой мной тенденциозности: обязательно спроектированная на основе научных методов специально подготовленным профессионалом.
    Прекрасно Вас понимаю, т.к. сам грешен.

    Определение Ваше представляется весьма точным и разграничительным. И тонким, особенно в части "ДОСТУПНЫХ ... новообразований". Знаково-символическая природа модели - мне вообще бальзам на душу. Не знаю, правда, как на такой структурализм народ отреагирует. Но это уже вопрос предпочитаемой научной парадигмы (если есть, что предпочитать).

    Огромное спасибо за определение. Оно в академических источниках зафиксировано? ИМХО, оно того стоит при первом рассмотрении. Мне же еще нужно время, чтобы Ваше определение поосмыслять.

    Огромное спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  13. Я предпочитаю смотреть на определения как на один из инструментов решения задач, в контексте которых они и вводятся. С этой точки зрения, определения Владимира вполне достаточно, потому что задача была выделить простой критерий отличия электронного курса от электронного учебника. Электронный учебник не управляет учебной деятельностью в той степени, которая доступна электронному курсу, а, следовательно, и гарантировать ничего не может. Коротко и ясно, а главное -- поймет даже клиент... :)

    ОтветитьУдалить
  14. Иван, спасибо за поддержку.

    Я понимаю, что мое определение "минималистское". Жанр обязывает: блог этот скорее должен быть публицистическим. Тем не менее я очень рад, что и более глубоким, пусть скорее научным, хоть и не без публицистики, определением поделился Вадим.

    Я вообще-то обожаю смешение жанров: постмодернист, надеюсь.

    ОтветитьУдалить
  15. Здравствуйте, Владимир.
    Нигде не опубликовано. В Вашем блоге впервые. В конце можно добавить - одним или группой.

    ОтветитьУдалить
  16. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  17. Владимир Наумов пишет «Расширил? :)))»
    Поглумился! :))))

    «Это по определению будет не курс, а тренинг.»
    По определению и по сути - Да, а по форме-то – курс.

    Мне тоже понравилось определение Вадима Лузянина, но оно для профи. Я же пытаюсь найти простое и понятное определение для Заказчика. Может лет через N, произнося слова «эл курс» и «эл тренинг» все будут понимать что-зачем. А пока мне приходится сражаться с тем, что люди не видят разницы между курсом и тестом (некоторые даже к голосованиям внутри курса относятся как к проверке знаний полученных именно в этом курсе). Единственная фраза, которую смог придумать, чтоб обращали внимание – «Разница между курсом и тестом такая же, как между кредитом и вкладом».
    Если же я на переговорах с Заказчиком залеплю определение от Вадима Лузянина, придется искать другой банк для работы :).
    Владимир, твое определение в данном случае лучше только краткостью.

    Коллеги, всем спасибо. Замолкаю, чтоб более не оффтопить.

    ОтветитьУдалить
  18. Хоть ты и замолк, Сергей, отвечу:
    мне жаль и заказчика и, тем более, персонал.

    Кстати, в Группе НЭО часто заказчики учатся педдизайну, как очно, так и дистанционно. А скоро мы начнем работать с заказчиками и в более тонкой технологии порождения нового знания, как по тематике ID, так и управления знаниями.

    ОтветитьУдалить
  19. Владимир,
    в разговоре с Олегом Лавровым появилась добавка. В начале определения - Реализуемая с применением цифровых технологий и далее по тексту.

    ОтветитьУдалить
  20. Спасибо за хорошую добавку, коллеги!

    ОтветитьУдалить
  21. Дежавю) Добрый день, коллеги! Мне вот, например, как гуманитарию любые "а-ля копирайтерские" (НЕ равно авторское право) формулировки симпатичны! "Управление учением" из этого ряда. Если же подходить негуманитарно, что подразумевается под "управлением". Мне кажется вопросы и добавления Ивана и Сергея из этой позиции...

    ОтветитьУдалить
  22. Здравствуйте, Vladimir.
    Вы безусловно правы, что каждый термин. каждое слово требует обсуждения и толкования. Там есть кроме управления ещё и поддержка,так за ним вся гуманитарная парадигма сконденсирована. При подборе слов старался применять термины общепринятые в среде педагогов-профессионалов.

    ОтветитьУдалить
  23. Здравствуйте, Vladimir и Вадим.
    Абсолютно согласен с Вами и, простите за банальность, понятие - краеугольный камень профессионального теоретического мышления.

    Vladimir, а мне кажется, что вопросы Сергея и Ивана - из и с совершенно разных позиций. Ивана - "негуманитарной", Сергея - из сюрреальной обыденной реальности.

    Удручила позиция Сергея: если я верно его понял, то существуют дефиниции понятий для профи и ... особые "понятия" для кого-то там еще. Мы не профи, мы просто учим по понятиям, что бог послал, персонал банка. Так что ли?
    А тренинг (форма обучения, кажется) оказывается есть курс?! Что-то мой разум отказывается разуметь :(((

    Кстати, только вернулся с тренинга, который проводил в банке. Как раз оттуда запрос был: хотим профессионально делать обучающие продукты. И я с радостью общался с 14 людьми, явно мотивированными именно такой потребностью. Очень приятно и значимо.

    ОтветитьУдалить
  24. Владимир, все правильно. И очень точно подмечено – «обыденная реальность» бывает так вывернута, что сюрреалисты отдыхают.

    Обыватель видит в машине, мотоцикле, самолете (а иногда и в груди) либо двигатель, либо мотор. И все приблизительно понимают, о чем речь. Хотя в инженерной практике для каждого понятия (двигатель, мотор, турбина, цилиндр) есть свои определения.

    (Думаю и нам не помешало бы – зачеркнуть) Мне нужно определение более общее и универсальное, но позволяющее отделить курсы хотя бы от презентаций, тестов и электронных книг. Это определение мне нужно для общения с Заказчиком, который считает что его презентация в РР сделанная для выступления перед клиентом, является оФФигительным электронным курсом.

    С уважением, Колков С

    ОтветитьУдалить
  25. Сергей, то о чем-ты говоришь, это уже процесс продаж: кто и как сумеет продать "научное определение" курса на доступном заказчику языке.

    Кстати, я в Москве. Завтра и послезатра на ЭдуТек. Позвони завтра (вторник) после 18:00 +7 931 336 56 38. Это мой номер, когда я в России

    ОтветитьУдалить