Уже не первый год одни и те же люди задаются вопросом: "Можно ли управлять неформальным" обучением?", контролируемо ли оно в принципе (см. ...).
Пройдемся по понятиям:
Формальное обучение – происходит в организованном и иерархически структурированном контексте, завершается
выдачей общепризнанного диплома или аттестата, имеет определенную продолжительность
по времени, основывается на утвержденной учебной программе, организовано формальными,
преимущественно зарегистрированными, организациями.
Неформальное обучение – происходит часто вне специального образовательного пространства, в котором
чётко обозначены цели, методы и результат обучения, в образовательных учреждениях
или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий
с репетитором или тренером. Оно а также представляет собой различные курсы, тренинги,
короткие программы, которые предлагаются на любом этапе образования или трудовой
деятельности, обычно не сопровождается выдачей документа, чаще всего носит целенаправленный
и систематический характер. Источник
Как видим, в неформальном четко задаются цели, методы и результаты обучения. Происходит оно во вполне организованных формах. Кроме того, оно может еще и сертифицироваться. Можем ли мы говорить, что электронные курсы неформального образования наших, к примеру, партнеров из Белорусской ассоциации клубов ЮНЕСКО не управляемы? Сам один такой курс модерировал и был одним из тьюторов. Все было весьма управляемо и работы учащихся оценивались (значит, и контролировались). Неужто занятия в секции каратэ при ЖЭКе для 8-9-летних деток или подростков тоже неуправляемо? Посмотрел бы я на бесконтрольное обучение в такой секции. Футбольный матч дворовых команд и тот управляем и контролируем, ибо идет по правилам и имеет критерии оценки в виде количества голов.
А вот перевод из немецкой Википедии информация (немцы, пожалуй одни из лидеров в неформальном обучении, ИМХО, только израильтяне в этом могут с ними потягаться):
Неформальное обучение – происходит вне образовательных учреждениях и
обычно не ведет к сертификации. И в тоже время обучение системно, где
обозначены цели, результат обучения, продолжительность обучения. С точки
зрения обучающихся целенаправленно.
Явно неформальное порой путаются с информальным:
Информальное обучение - это обучение, которое происходит в повседневной
жизни, на рабочем месте, в кругу семьи или в свободное время. Что
касается целей обучения, продолжительности обучения оно не
структурировано и не ведет к сертификации.
Впрочем, и это не совсем так: в ЕС вырабатаны "Общие европейские принципы
признания (валидации) неформального и информального обучения", которые предполагают официальную сертификацию не только результатов неформального, но и информального обучения с целью выявления и оценки полного диапазона имеющихся квалификаций и знаний личности, вне зависимости от того, где они были приобретены.
Выдержал экзамен? - Вот тебе документ! Даже если ты компетенции нечаянно и спонтанно (информально) приобрел.
Продолжение ...
Выдержал экзамен? - Вот тебе документ! Даже если ты компетенции нечаянно и спонтанно (информально) приобрел.
Продолжение ...
Вообще, как я понимаю, спорщики имели в виду другое неформальное обучение. А я в свое время написал статью даже не про управление неформального обучения, а о СТАНДАРТАХ неформального обучения в бизнесе (см.: http://www.know-man.com/2012/05/blog-post_4780.html). Интересно бы было при всем этом порассуждать об управлении информального обучения. А еще интереснее об управлении так называемого СОЦИАЛЬНОГО обучения.
ОтветитьУдалить