среда, 20 июня 2012 г.

Пример обучающего продукта

Время от времени коллеги интересуются и просят выложить образчики курсов, в разработке которых я принимал участие. В силу ряда понятных ограничений не могу этого сделать. Тем не менее, по мере возможностей, постараюсь компенсировать этот пробел, в том числе через ссылки на ресурсы правообладателей. Иногда с темно-фиолетовыми комментариями.

Участие вашего покорного слуги состояло в разработке концепции, математической модели и   алгоритмики (в продукте довольно много математики), рабочего (послайдового) сценария, а также в уменьшении себестоимости курса для обеспечения рентабельности разработки в несколько сотен процентов. Громкое название жанра продукта выше - творчество пиарщиков, видимо. В основу продукта положены просто игровое (до 3/4 объема) и эвристическое (на 1/4 примерно) решения.

Курс создан для сотрудников Центра Поддержки Клиентов – около 2000 человек по всей России, – которые консультируют людей по телефону.
 Собственно, данный продукт - это не курс в чистом виде и даже вовсе не курс, а психологический тренинг со встроенными эвристиками  (человеко-машинными диалоговыми генераторами идей). До сих пор не могу понять, зачем заказчику понадобился такой продукт для операторов колл-центра, а не для топов и(или) штабных специалистов. Тогда бы и эвристики под топов писались, а не под спецов нижнего звена.

 Цель курса – сформировать у работников ЦПК установку на выдвижение и реализацию творческих идей в контексте их трудовой деятельности.
 Увы, цель курса зафиксирована здесь не точно. Следует читать: инициация минимум одной креативной идеи, полезной для компании, и ее обоснование


 Тема креативности раскрывается в курсе опосредованно, через работу с таким феноменом как уверенность в себе: неуверенный в себе или самоуверенный человек не способен эффективно управлять своим творческим потенциалом в социально приемлемых формах.
 Курс содержит механизм генерации новых идей и их хранилище.
Проект строится на повседневных жизненных ситуациях, подталкивающих к рождению творчества.
 \Какая прелесть: "подталкивающих к рождению творчества". Люблю рекламистов/пиарщиков за их язык.
В реале: в основу концепции этого продукта была заложена аксиома: любой человек способен к творчеству по определению. Была бы другая аксиома - были бы другая концепция, другая математика, был бы совсем другой продукт :)\
В игре пробуждается творческая активность и направляется в русло развития компании. Виртуальный герой совершает привычные поступки,
•          усваивая нормы ответственного поведения,
•          развивая свои творческие способности,
•          выдвигая инициативы.
При этом закрепляются оптимальные формы поведения и бессознательно переносятся в реальную жизнь.
 Технологии Flash и 3D
/Насчет 3D - немножко PR-лукавства. Отчасти благодаря "специфическому" 3D рентабельность разработки курса было огромной/
Срок разработки – 6 месяцев
Добавлю также:
Курс создавался в парадигме антипедагогики (одно из психоаналитических педагогических направлений).

 Скриншот фрагмента "Паспорта идеи" - инструмента для фиксации и обоснования идей:

8 комментариев:

  1. Владимир, а где форма ввода самой идеи (наверно следующая за паспортом)? И виден ли список идей остальным участникам обучения?

    Есть данные о результатах обучения? Получился список идей (пускай игровых)?

    И главные вопросы по результатам обучения..
    1. Можно судить о готовности работников креативить и делиться своими идеями?
    2. Каков % интересных и/или реализуемых идей от общего числа?

    С уважением, Колков Сергей

    ОтветитьУдалить
  2. Сергей, формы ввода самих идей появляются как до "Паспорта", так и в самом паспорте существуют (можно вводить много идей). Список идей виден только специально назначенным людям. Сами идеи проходят еще и предварительную фильтрацию (автоматическую). Неперспективные отсекаются автоматически.

    Данные о результатах обучения есть очень смутные и отрывочные. Не рискну их приводить. Заказчик весьма уклончиво мне из предоставлял. По слухам потом с генерирующим идеи модулем топы работали. А модуль-то, увы, не под топов затачивался :(((

    Вообще, продукт чреват конфликтами для аудитории и ее линейных руководителей. О чем я и предупреждал + предлагал продукт на топов переориентировать - не убедил. Хотел даже от разработки отказаться. Не смог, однако: уж больно задача интересная.

    Полуответ на твои главные вопросы:
    когда продукт поддерживал тренер, способный организовать процесс, он и шел. Тренер уволился - курс лег на полку до появления другого тренера когда-нибудь.
    Вот и все данные, которыми располагаю. Трудно у нас внешнему разработчику инфу об эксплуатации продуктов получить :(((

    ОтветитьУдалить
  3. Ну и на том спасибо.
    Жаль, конечно. Сравнить бы хотел...
    Мы тоже двинулись в этом направлении, но окольным путем. Результат, правда, далек от ожидаемого.

    ОтветитьУдалить
  4. Сергей,
    я и сам проводил жалкое подобие опроса среди людей, имевших дело с продуктом. Правда, меня интересовал ответ на вопрос, формулировавшийся в таком ключе:
    можно ли / возможно ли / легко ли в процессе взаимодействия с продуктом НЕ предложить хотя бы одной идеи. Мои респонденты отвечали так: нет, не родить идею практически нельзя / невозможно.

    В описываемом продукте зашитЫ довольно изощренная (пусть и не самая утонченная из имеющихся) методика подталкивания к инсайту, методика решения проблем, методики структурирования, оценки ценности (реализуемости) идеи, методика сбора информации и методика документирования идеи. Увы, на уровне операторов колл-центров, а не для высоких лиц, принимающих реальные решения.

    Не знаю, каким путем вы идете, но подозреваю, что путь этот может оказаться путем выдачи желаемого за действительное. Одновременно с ужасом и с иронией гляжу, как возможность формирования в LMS БАЗЫ ФАЙЛОВ (!), щедро тегированных текстов, а также ментальных карт и прочих схем процессов выдается
    - то за систему управления знаниями,
    - то за систему управления талантами,
    - то за то и за другое,
    т.е. за то, что по определению управлять знаниями / талантами и т.п. штуками не может.

    Увы, сколько базу файлов системой управления талантами не называй, число талантов в компании от этого не убудет и не прибудет. Знания как циркулировали в компании, так и циркулируют в том или ином виде. таланты как норовили самореализовываться, так и продолжают это делать в рамках корпоративной демократии. А мы все это в базу файлов! в майндмепы и схемы Ура! Инновация! Радикальное изменение! Фиксация и Формализация бега на месте здесь-и-сейчас. Как видишь - лотерея беспроигрышная :). И инновация налицо, и начальство довольно...

    Прикручивание соц.сетей и даже wiki и т.п. к ЛМС также может преподноситься (в реале - активно преподносится на продажу) либо как система управления знаниями, либо талантами, а то и как реализация технологий самообучающейся или саморазвивающейся организации.
    (Такое впечатление, что на рынке нагнетается массовый психоз.)
    Сильно сомневаюсь, что желаемое скоренько станет действительным. Разумеется, если это поспособствует росту продаж заведомо не работающих продуктов, то такое преподнесение желаемого вместо действительного может быть оправдано.

    ИМХО, нужны специализированные инструменты, заточенные под реальные, а не выдуманные/желаемые процессы. Всю бы жизнь такими занимался, да спроса нет, а если и есть, то нет бюджета :)))

    ОтветитьУдалить
  5. Владимир, между появлением идеи (в чем я не сомневаюсь, что они появляются) и упаковки ее в файл (про отчеты о проделанной работе я вообще молчу) путь длинный, как ни странно. Собственно поэтому я и задал ГЛАВНЫЕ вопросы.
    Нужна готовность ей поделиться, способность ее формализовать до уровня «написать коротко, но понятно», смелость выставить на обозрение аудитории значительно большей, чем курилка, время и силы просто набить текст на клавиатуре.
    Поэтому мы пока и не рассчитываем на серьезные результаты. Путь получается в обход: сначала сформировать «площадку», выработать привычку к ней, а уже потом пытаться решать какие-то проблемы.

    Первый блин, естественно, оказался комом. Что мы сделали – «есть тема всем хорошо знакомая. Какие трудности у вас с ней связаны?» Результат: от 600 чел проходивших курс мы получили порядка 80 сообщений. 3 (!) из них содержали описание трудностей – читай ответ на вопрос. Остальные «ой как здорово», «спасибо», «а мне не понравилось», «не согласен со слайдом №».

    Какие там управления знаниями… все много прозаичнее. Чё толкать к инсайту, если еще писАть не научились… да и писАть негде. (А – на всякий случай, хотя и так и так правильно :) )

    С уважением, Колков Сергей

    ОтветитьУдалить
  6. Осмелюсь предположить, что усвоение норм ответственного поведения иногда тормозит творческое начало )))) Творец - это часто неформат

    ОтветитьУдалить
  7. Вы абсолютно правы, Константин. Именно требование заказчика: игра, с ветвлением, ни слова теории, не более 2.5 часов длительность игры - и заставила прибежать к радикальным психолого-педагогическим решениям, не совсем вписывающимся в системы корпоративной культуры и стиля управления в компании-заказчика. Потому и продукт не совсем в традиционном формате (мне сначала предлагали писать его на молодежном сленге, еле переубедил).

    Правда, сам продукт, по словам менеджера проекта со стороны заказчика, побудил к пересмотру концепции обучения в компании в целом в пользу ее демократизации.

    ОтветитьУдалить
  8. Вдогонку комменту выше (случайно ввод нажал):

    Снятие противоречия между "разгулом" креатива и ответственностью снималось на нескольких уровнях посредством ряда решений: от программных, до социально-психологических и сугубо психологических. (Меня даже в подгипнаживании аудитории подозревали :)))). Как именно, обнародовать не буду, коммерческая тайна.

    ОтветитьУдалить