Наше электронное обучение, ставя себе в пример Западное и
Юго-Восточное ДО и eL , критикуют за отсутствие практикоориентированности.
Представители всякий-разных корпоративных университетов упрекают университеты,
а порой и тренинговые и консалтинговые компании, внешних вендоров ЭОР для бизнеса
за чрезмерную знаниецентрированность в ущерб практической, производственной направленности
средств электронного и дистанционного
обучения.
Выношу на обсуждение коллег ряд своих соображений,
наблюдений (наблюдаемых процессов и фактов на сей счет), предварительно
провозгласив два тезиза:
1. Нет непроходимой разницы между корпоративным и академическим
обучением, поскольку и то и другое занято одним и тем же делом – подготовкой специалистов.
Если мы признаем, что главное дело специалистов – делать нечто профессионально,
станет очевидной нелепость популярного у нас противопоставления академического
и корпоративного обучения.
Пока наши университеты, что академические, что
корпоративные, не поставят себе задачей учить специалистов (и будущих и
действующих) делать, а не только знать / понимать, мы будем проигрывать в
конкурентной борьбе как в деле образования, так и производства и управления им.
Лирическое отступление.
Елена Кошкина, декан дистанционного обучения в Международном
институте экономики и права (многие ДО-пособия которого я считаю просто
образцовыми), предрекая гибель российскому образованию, пишет:
"Согласно стандартам обучения студенты должны обладать такими компетенциями, которые сводятся к трем критериям: знать, уметь, владеть. В советское время вся система Московского физико-технического института … была основана на том, что воспитывались люди, обладающие пониманием…
Раньше были востребованы энциклопедисты, которые могли поразить знанием большого количества фактов, сейчас же любой может войти в Интернет и быстро получить необходимую информацию. А вот понимание смысла процессов – это совершенно другая категория. К сожалению, многие науки продолжают изучать так, что людям кажется, что они это овладели знаниями, но в то же время не понимают сути процессов".
"Согласно стандартам обучения студенты должны обладать такими компетенциями, которые сводятся к трем критериям: знать, уметь, владеть. В советское время вся система Московского физико-технического института … была основана на том, что воспитывались люди, обладающие пониманием…
Раньше были востребованы энциклопедисты, которые могли поразить знанием большого количества фактов, сейчас же любой может войти в Интернет и быстро получить необходимую информацию. А вот понимание смысла процессов – это совершенно другая категория. К сожалению, многие науки продолжают изучать так, что людям кажется, что они это овладели знаниями, но в то же время не понимают сути процессов".
К сожалению, m-me Кошкина не поделилась, а как это учить
пониманию, что такое понимание, и как мне, студенту, подобно собаке, которая
все понимает, да сказать и применить понимаемое не может, не уподобиться. В то
время как десятилетиями существует масса
пониманий термина «понимание» и ряд обучающих методик овладения студентами процедурами понимания.
И этим методикам мы вполне успешно специалистов eL учим и очно и
дистанционно.
2. Не может быть две практикоориентированности: одна вузовская –
другая корпоративная. Не может быть двух разных компетентностных подходов: один
академический – другой производственный. Пока мы играем с двумя разными компетентностными
подходами, наши глобальный конкуренты отлично обходятся одним. Скоро и наших
студентов и менеджеров себе на MOOC заберут: и университетские, и постдипломные.
Комментариев нет:
Отправить комментарий