Один из участников нашей дистанционной сессии, работающий в вузе , делясь своими запросами и ожиданиями на нее, среди прочего пожелал "разобраться в том, что такое электронный курс". В ходе сессии коллега будет проектировать свой первый курс. Видимо, и в деле электронного обучения для него немало нового.
Выкладываю фрагмент контента сессии, отвечающий, надеюсь, на вопрос коллеги:
Под электронным курсом мы будем понимать не набор выложенных в Интер- или Интранет структурированных материалов (хранилища данных) и даже не электронные книги, а
И неважно, является ли такое средство мульти- или мономедийным, традиционным или социальносетевым, игровым или академичным, монологичным или диалогичным, с участием тьютора или без него,. Если управляет познавательной деятельностью и желаемыми изменениями в мышлении и поведении аудитории, значит курс. Если нет, то одно название ...
Следует различать
Выкладываю фрагмент контента сессии, отвечающий, надеюсь, на вопрос коллеги:
Несколько слов о специфике е-курсов
Электронное обучение с помощью курсов без непосредственного участия
преподавателя требует, чтобы курсы выполняли наставническую функцию,
брали на себя ответственность за- управление учением,
- педагогическую и психологическую поддержку учащихся,
- своевременное обнаружение отклонений учащихся от заданных цели и задач, в процессе выполнения конкретных заданий и их коррекцию.
Под электронным курсом мы будем понимать не набор выложенных в Интер- или Интранет структурированных материалов (хранилища данных) и даже не электронные книги, а
средство управления учением.
И неважно, является ли такое средство мульти- или мономедийным, традиционным или социальносетевым, игровым или академичным, монологичным или диалогичным, с участием тьютора или без него,. Если управляет познавательной деятельностью и желаемыми изменениями в мышлении и поведении аудитории, значит курс. Если нет, то одно название ...
Следует различать
- электронный учебник - средство обучения, которое систематически излагает основы знаний в определённой области в виде теста и(или) гипертекста с использованием средств мультимедиа или без него;
- электронный курс лекций (воспроизведение содержания последовательности лекций с помощью текстовой, аудио- или аудиовизуальной информации)
- электронное учебное пособие - средство обучения, как правило интерактивное, сопровождающее учебник с целью тренировки, углубления, расширения, лучшего усвоения знаний:
- электронный курс - средство обучения, целенаправленно выполняющее наставническую функцию, состоящую в управлении процессом учения, включая его коррекцию.
Вот смотрите, Владимир! Я согласен с Вами в том, что электронный курс (да и любой стоящий курс, потому как само слово переводится как "направление") должен управлять учением. Меня всё один вопрос мучает: об обратной связи как важном элементе управления. Давайте, представим, грубо. У нас есть курс из трёх тем. В его не электронной версии я могу представить как реализуется функция обратной связи: после контрольной точки на первой теме, проводится анализ "уровня усвоения" и в соответствии с эти вносятся коррективы в 2 последующие темы (что называется с колёс). Я считаю это важным условием и фактором. В электронном варианте, где весь материал запакован "в готовом виде" и коррекции не подлежит сделать то, что описано выше нельзя попросту!
ОтветитьУдалитьПонимаю, что решение проблемы лежит где-то в области: разработчик курса предусматривает все возможные затруднения, и заложить в две оставшиеся темы через модульность возможность конструирования материала. исходя из того, что показал контроль на выходе из 1-й темы. Очень ведь трудно реализуемо! Или нет?
Владимир,
ОтветитьУдалитьв упоминаемой сессии и на очных тренингах/семинарах мы говорим о 8-12 способах организации обратной связи и их реализации в е-курсах, в том числе и с помощью популярных у нас средств авторинга. Занимает это от 2 часов до двух недель. Здесь не отпишешься.
В Вашем фрагменте, увы, не хватает входных данных, чтобы однозначно определить, о каком из типов обратной связи идет речь, скорее всего о содержательной или временн'ой, а то и превентивной. При этом вовсе не обязательно просчитать все затруднения (в молодости мы даже описки от ошибок автоматически отличали).
Достаточно:
1. откурировать весь контент по ряду тех или иных критериев (не менее 3-х), отражающих иерархию структуры данных и формируемых курсом ЗУНов, компетенеций (например, по типам знаний, по когнитивным процессам, этапам мыслительных или практических действий, структуре мягких навыков и др.(или)их комбинаций),
2. построить логику переходов между фрагментами контента от простого к сложному, от причины к следствиям, от внешнего к внутреннему (или в иной логике и по иным основаниям, в зависимости от предметной области курса),
3. простроить сценарии навигации и перемещения учащегося по структурированному контенту в зависимости от выполнения им последнего действия.
Это вполне себе реализуется в массе стандартных редакторов е-курсов. Еще лучше, запрограммировать алгоритмику таких переходов индивидуально.
Отчасти описанный выше подход реализовывался (в отдельных кусках продуктов):
здесь:
http://blog.newedu.su/2012/07/blog-post_14.html
и здесь:
http://blog.newedu.su/2012/06/blog-post_20.html
Целиком продукты (всего более десятка) строились в этой логике здесь:
http://blog.newedu.su/2013/01/blog-post_16.html
Добавка к п. 3
ОтветитьУдалитьв зависимости от выполнения им последнего действия или количества удачных/неудачных действий (например, выраженных в баллах, в процентам соотношении)
Цит.: 3. простроить сценарии навигации и перемещения учащегося по структурированному контенту в зависимости от выполнения им последнего действия.
ОтветитьУдалитьВопрос краткий, на уточнение: сколько таких сценариев в среднем на модуль/курс в целом необходимо предусмотреть?
Спасибо за ссылки, изучаю!
В норме - один сценарий для всего курса.
ОтветитьУдалитьИное, либо эклектика (http://blog.newedu.su/2012/07/blog-post_14.html),
либо каждый модуль имеет свои сценарии, подчиненные общему (http://blog.newedu.su/2012/06/blog-post_20.html), да увы, не всегда.