среда, 6 февраля 2013 г.

Бытовой и концептуальный педагогический дизайн

Некоторые дискуссии илёнинцев в сетях оказываются малопродуктивны и, порой, обречены на провали или на переходы на личности, поскольку их участники, ИМХО, говорят на разных языках.
Один из них можно определить как бытовой (язык обыденного мышления и здравого смысла), другой - как концептуальный (научно-теоретический).

Кейс
Дано:
Три определения педдизайна ( Instructional Design) .
Найти:
Научные и обыденные определения.



??? Бытовое / Научное ???
1. Педагогический дизайн это направление педагогической науки связанное с разработкой и изучением ситуаций, условий, сценариев и объектов, обеспечивающих успешное обучение.
Педагогический дизайн это деятельность, которая включает в себя: процесс спецификации учебной системы, описание необходимых и формируемых знаний, умений и компетенций, сценариев обучения, деятельности и ресурсов, которые используются внутри этих сценариев.


2. ID - это обучение тому, как нужно "перекладывать" информацию в электронный вид и размещать ее в сети (вузовской, корпоративной или всемирной). Перекладывать по самому минимуму - просто в текст. По максимуму - в обучающие анимации, видео, симуляции, тренажеры, игры и т.д. 



3. Педагоги́ческий диза́йн (также Учебный дизайн, Инструкциональный дизайн, англ. Instructional Design, Instructional Systems Design, ISD, фр. Ingénierie pédagogique) — научная дисциплина, занимающаяся разработкой наиболее эффективных, рациональных и комфортных способов, методов и систем обучения, которые могут быть использованы в сфере профессиональной педагогической практики.



 
 А теперь вообразите, что один создатель е-курсов руководствуется в своей деятельности определением № 1, другой "определением" № 2, третий - третьим.
Как будут отличаться цели, содержание и результаты труда носителей каждой из позиций? Маркетинг их продукции? Ее качество? Какие у каждого из них выйдут, к примеру, серьезные игры или академические курсы?

Опасность бытового разумения ID и еL в целом в том, что они чреваты бытовым, примитивным или нарочно примитивизированным и даже манипулятивным e-learning.
Выбор же, обыденно-манипулятивное обучение или методически обоснованное нам предпочесть - за нами.
Мой личный опыт и последние путешествия с тренингами по банкам говорят, что заказчик обыденными решениями уже на- и пресытился / пресыщается. Про учащихся молчу. Степень их восторга от перекладки информации в электронный контент довольно измерена или сама по себе очевидна.

P.S. Любопытно, как педдизайн обозначается по-французски: не то инженерия педагогики, не то педагогическая инженерия. Запустим в русский обиход подобные термины? Классный маркетинговый ход будет :) Типа: Долой педдизайн! Даешь инженерный e-learning!!!

7 комментариев:

  1. Я давно ратую за подлинный инженерный подход, за признание универсальности инженерных принципов деятельности. Про любую деятельность можно сказать, «инженерная» она или нет. Инженерия и есть выход за пределы обыденного подхода в профессиональный.

    ОтветитьУдалить
  2. Абсолютно с вами согласен, особенно если педдизайн понимать как частный случай инженерии, и даже инженерии знаний.

    ОтветитьУдалить
  3. Кстати, в эти выходные я провожу в Москве на базе городского центра социально-психологической помощи мастерскую на тему инженерии в консультировании, т.е. в одной из разновидностей обучения :) http://evolkov.blogspot.ru/2013/02/9-10.html

    ОтветитьУдалить
  4. Уважаемый Владимир, полностью разделяю Вашу позицию в отношении необходимости единого понимания сущности используемых базовых терминов всеми участниками дискуссии как необходимое условие ее продуктивности.
    Однако, не кажется ли Вам что из этой фразы
    "Один из них можно определить как бытовой (язык обыденного мышления и здравого смысла), другой - как концептуальный (научно-теоретический)"
    можно сделать вывод, что здравый смысл и концептуальный (научно-теоретический) язык никак не могут уживаться в одной берлоге, как два медведя? ;-)))

    ОтветитьУдалить
  5. Владислав,
    взаимоотношения между обыденным, эмпирическим и концептуальным типами знаний давно описаны умными людьми.
    Например (сжато): http://wiki.pskovedu.ru/index.php/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B8_%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

    Не удержусь, процитирую: "псевдонаука - это прежде всего рассказ или история о тех или иных событиях. Такой типичный для нее способ подачи материала называют "объяснением через сценарий". Другой отличительный признак - безошибочность. Бессмысленно надеяться на корректировку псевдонаучных взглядов, ибо критические аргументы никак не влияют на суть истолкования рассказанной истории" (См. мою пародию на такое "творчество": http://blog.newedu.su/2013/02/blog-post.html )

    Мирно "уживаться" они не могут. Иначе мы получим, продолжая Вашу метафору, мутантов с нездоровыми генами, которые проявляются во всех поколениях у каждой из рожденных особей (прогуляйтесь по последней ссылке в посте),

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, Владимир, за развернутый ответ.
    "Мирно "уживаться" они не могут"
    ... так и записываю в конспект: "В науке места для здравого смысла нет" )))
    PS. Надеюсь, Вы смайлики замечаете ;-)

    ОтветитьУдалить
  7. Владислав,
    я не говорил : "В науке места для здравого смысла нет".
    Между здравым смыслом и теоретическим знанием, между рассудком и разумом свои отношения, и их природа также неплохо описана

    ОтветитьУдалить