суббота, 26 января 2013 г.

С чего начинается электронный курс? или Околопредметное обучение


Прежде, чем появится электронный курс, должен появиться заказ на него. Заказ обычно озвучивается  перед исполнителями  в виде запроса, идущего свыше и адресуемого непосредственно разработчикам курсов.
Порой запросы бывают довольно экзотическими. Вот, к примеру, неполный список запросов, который собрали и привели участники только что начавшейся обучающе-консалтинговой сессии:
  •  Нужен курс, чтобы научить сотрудников создавать строительные сметы (всех поголовно, от Председателя Правления до дворника? - ВН).
  • Нужен курс по философии для гуманитариев / для естественников (будто для тех и для других разные философии придуманы - ВН).
  • Нужен курс по сетевому администрированию (видимо, по сетевому администрированию всего и вся, на всем и для всех - ВН).
  • Спроектировать электронный курс "Добро пожаловать в Компанию" для новых сотрудников в регионах и Большом Городе.
  • Сделать обучение для регионов (Чему? - Вы учебный центр, сами знать должны).
  • Обучить сотрудников общаться с клиентами и между собой (а то они немые или китайцы? - ВН).
  • Научить всех работать ответственно (и зачем безответственных набрали на работу? - ВН).
  • Курс, по окончании которого преподаватель сможет организовывать совместную работу студентов над сетевым проектом (так и не понял, для кого этот курс, для преподавателя-организатора  или для студентов – участников проектной деятельности  - ВН).
 Позволяют ли эти запросы точно и однозначно определить, чему учить, что именно будет предметом изучения и, следовательно, каким содержанием курсы по таким запросам будут наполнены? Увы, далеко не всегда.
В итоге, как это ни грустно, до сих пор довольно часто на выходе появляется вовсе те тот продукт, какой нужен той или иной компании или даже вузу.

Например, 
  • по запросу «Создание системы ДО для педагогов» (повышение квалификации) создается курс про методику организации и проведения ДО (преподавание). 
  • Сплошь и рядом в корпоративном секторе под курсами с названием «Методика / практика или теория разработки электронных курсов» издаются пособия по использованию того или иного средства авторинга. 
Однажды даже мануал Articulate  в вольном русском переводе был продан как инструкция по разработке содержания е-курсов. Нечто подобное, да еще в особо извращенной форме случилось недавно еще с одним уже отечественным редактором е-курсов, да еще под соусом профессиональной разработки оных.

Увы, наши разработчики, в том числе и «профессиональные», нередко затрудняются с четком пониманием того, а что же будет предметом изучения в их курсах, то есть, чему, собственно, учить.
Например (стилистика сохранена):
  • Курс «Эффективные виды рекламы»: Предметом изучения будут  знания специалиста в области рекламы, PR и маркетинга для выбора эффективных видов рекламы с учетом современных тенденций.
  • Или вот такая сложная конструкция, описывающая предмет курса: Курс «Культура речи менеджера», позволит осмыслить те качества речи, которые формируют высокий уровень речевой культуры, обеспечивая эффективность общения.
  • Курс: «Вводное обучение по качеству продуктов гастрономии»:  Предметом изучения будет качество товара гастрономии (сроки годности, признаки порчи) и правила выкладки этого товара.
  • Курс «Подготовка экскурсии в соответствии с требованиями стандартов»: Предметом изучения будет повышение результативности профессиональной деятельности посредством изучения экскурсионной методики, основанной на требованиях новых национальных  стандартов.
Ладно бы дело в одной стилистике и культуре выражения. Так часто и в содержании и самом смысле процесса обучения полная околопредпетность, а то и околесица.
Мог бы привести еще несколько десятков подобных примеров, прошедших через мои руки (во время тренингов и дистанционных сессий) и руки коллег и еще более «выразительных».

Говорят, что практика – критерий истины. Взгляните на примеры выше и попытайтесь согласиться с этим тезисом. По мне, так лучше плохонькая теория, да не позволяющая на практике делать такие ляпы, чем аляповатая практика, тем более выдаваемая за эталонные образцы.
Увы, с каждым днем убеждаюсь, что некоторым нашим разработчикам нужно учиться определению того, чему же действительно учат их курсы (и учат ли). Если и не ради аудитории, то ради ясности и чистоты своего мышления. Уж коли видишь явно предмет изучения, глядишь, знаешь, чему учить, а не "сугубо творчески" компилируешь контент по принципу "что в голову ударило / во ФГОСе прописано, тому и учу".

Разумеется, отсутствие отработанных навыков определения предмета курса и постоянного удерживания его в сознании в ходе разработки не ведет со 100-процентной вероятностью к созданию плохого продукта. Однако умение предельно сжато и полно (одним коротким предложением), однозначно, непротиворечиво определять предмет изучения в е-курсе повышает вероятность того, что курс получится по теме и более качественным, нежели его разработчик не будет обладать такой компетенцией.
 
  

1 комментарий:

  1. Господи, ну за все время, что я вас знаю, можно было бы мне привыкнуть уже к вашим бесконечным передергиваниям... Ну никак не можете вы без этого. Ну право, просто даже время жаль на вас тратить и руки пачкать(

    Ну где, где вы нашли, что в стандарте должно было быть хоть слово сказано о том, как разрабатывать СОДЕРЖАНИЕ курсов? Вы читали договор? Техзадание? Совершенно ясно же написано: "Стандарт по РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ продуктовых курсов" (см.внимательно здесь: http://www.slideshare.net/idetochka/articulate-studio-09-3601808?from=ss_embed)

    При этом нам заказчик совершенно четко поставил цель - в стандарте НИКАКОГО описания того, ЧТО и ПОЧЕМУ должно включаться в курс (то есть именно СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ части) быть не должно.

    ОтветитьУдалить