Коллеги из Сообщества eLearning PRO вместе с компанией Центр eLearning провели исследование на предмет приоритетов реализации е-eLearning в прошедшем году и приоритетов развития в 2013-м и опубликовали выводы из него.
В целом представленные данные выглядят вполне убедительными и дают немалый импульс к размышлениям. А также вселяют определенный оптимизм.
Настораживает в опросе вот что: ни в трендах за прошедший год, ни в них же на 13-й не нашлось места для сетевового обучения. Хотя эта тема весьма активно развивалась самим Сообществом eLearning PRO, а также на массе других ресурсов и весьма активно. Ее непопадание в тренды (по крайней мере, в явном виде) настораживает.
А не выдают ли "гиперактивные" блоггеры, ning'еры, ЖЖшинки и др. апологеты сетевого обучения желаемое за действительное и не надувают ли очередной "коммуникативный пузырь" или PR-компанию?
Возможно, и сам опрос был организован так, что в сферу его вопросов социальносетеовое обучение не попало. Весьма также вероятно, что сами выводы про 12-й год:
содержат в своих пунктах сетевое взаимодействие по умолчанию, в неявном виде.
Стоит также задуматься, а не являются ли вебинары (главный зафиксированный тренд) одной из разновидностей социальносетевого обучения? И не только синхронного, но и асинхронного благодаря работе с и над записями трансляций.
Вот и возникает вопрос, а в трендах ли у нас социальносетевое обучение?
Подозреваю, что в вузах оно развивается в реале более активно, нежели в компаниях. Там преподавательских кадров на одного учащегося в разы и даже на порядки больше, чем в компаниях.
Тем более, что доминирующая в вузах LMS Moodle архитектурно сама подталкивает к социальносетевому обучению, прежде всего потому, что программировалась изначально под решение задач в парадигме социального конструктивизма.
Коммерческие же ЛМС, преобладающие у нас в корпоративном секторе,
а) изначально проектировались не под социальные решения, а под директивное (грубее, авторитарное традиционное) обучение,
б) а ныне сетевые решения "прикручиваются" к таким ЛМС сбоку /снизу / сверху / рядом и около искусственно, поверх противоречащей их природе и архитектуре идеологии социального взаимодействия.
Не сдерживают ли подобные доминирующие на рынке ЛМС реализацию процессов социальносетеового обучения, а также управления знаниями и талантами уже в силу своей архитектутры и организации процессов T&D? Ведь сколько к фельдфебелю демократических аксельбантов ни прикручивай, он фельдфебелем и останется.
И тем не менее:
в трендах ли у нас обучения в сетях и через них или нет?
Продолжение темы ...
В целом представленные данные выглядят вполне убедительными и дают немалый импульс к размышлениям. А также вселяют определенный оптимизм.
Настораживает в опросе вот что: ни в трендах за прошедший год, ни в них же на 13-й не нашлось места для сетевового обучения. Хотя эта тема весьма активно развивалась самим Сообществом eLearning PRO, а также на массе других ресурсов и весьма активно. Ее непопадание в тренды (по крайней мере, в явном виде) настораживает.
А не выдают ли "гиперактивные" блоггеры, ning'еры, ЖЖшинки и др. апологеты сетевого обучения желаемое за действительное и не надувают ли очередной "коммуникативный пузырь" или PR-компанию?
Возможно, и сам опрос был организован так, что в сферу его вопросов социальносетеовое обучение не попало. Весьма также вероятно, что сами выводы про 12-й год:
содержат в своих пунктах сетевое взаимодействие по умолчанию, в неявном виде.
Стоит также задуматься, а не являются ли вебинары (главный зафиксированный тренд) одной из разновидностей социальносетевого обучения? И не только синхронного, но и асинхронного благодаря работе с и над записями трансляций.
Вот и возникает вопрос, а в трендах ли у нас социальносетевое обучение?
Подозреваю, что в вузах оно развивается в реале более активно, нежели в компаниях. Там преподавательских кадров на одного учащегося в разы и даже на порядки больше, чем в компаниях.
Тем более, что доминирующая в вузах LMS Moodle архитектурно сама подталкивает к социальносетевому обучению, прежде всего потому, что программировалась изначально под решение задач в парадигме социального конструктивизма.
Коммерческие же ЛМС, преобладающие у нас в корпоративном секторе,
а) изначально проектировались не под социальные решения, а под директивное (грубее, авторитарное традиционное) обучение,
б) а ныне сетевые решения "прикручиваются" к таким ЛМС сбоку /снизу / сверху / рядом и около искусственно, поверх противоречащей их природе и архитектуре идеологии социального взаимодействия.
Не сдерживают ли подобные доминирующие на рынке ЛМС реализацию процессов социальносетеового обучения, а также управления знаниями и талантами уже в силу своей архитектутры и организации процессов T&D? Ведь сколько к фельдфебелю демократических аксельбантов ни прикручивай, он фельдфебелем и останется.
И тем не менее:
в трендах ли у нас обучения в сетях и через них или нет?
Продолжение темы ...
Думаю потому, что социальносетевое обучение сейчас находится в семье неформального обучения. А опрос шел скорее о формальных процессах в организациях и немного ВУЗах. Вот тут и вопрос, наверное "неформальное" пока не тренд?
ОтветитьУдалитьВозможно и так, Константин.
ОтветитьУдалитьПредполагаю (и мой опыт учит), что
1) в вузах препы довольно активно используют сети, форумы и отнюдь не неформально,
2) печально, что корпоратны отождествяют соц.сетеовое с неформальным, хотя одно другого не исключает.
Кроме того, на Западе соц.сетевое объявляется как основной тренд в корпоративном и формальном (упр.знаниями, талантами, группы качества и сообщества практики - штуки далеко не всегда неформальные).
А что Вы, Константин, думаете, у нас это тренд или так себе, говорильня? Вот в вашем вузе как?
А может, вопрос в осознаваемости (или неосознаваемости) субъектами сетевого взаимодействия КАК ОБУЧЕНИЯ в силу (соглашусь с Вами) его неформального характера. Педагог забросил в группу список тем к зачету, ответил на пару вопросов, но никто не зафиксировал, что состоялась консультация, которой не было в расписании. Просто было быстро и УДОБНО.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Виктория Александровна.
ОтветитьУдалитьЕще один разворот вопроса. Возможно, не осознается, а, возможно, столь автоматизировано (как не осознаем мы процесса дыхания), что попросту "забывается" как нечто само собой разумеющееся и формально не фиксируется.
Вот и гадай после этого: тренд имеет место или нет?
Тренд это скорее будущее, чем настоящее. У нас в одном из факов в МГУ совсем не тренд, а очень жаль.
ОтветитьУдалитьХороший вопрос, Владимир! И правильный заход на доформолировку вопроса, Константин!
ОтветитьУдалитьНа мой взгляд, в переложении, на язык околобизнес реалий он звучит так: почему компании пока не готовы вкладываться в СоцСетОб.
- В логике дофурмолировки Вашего коментария, Владимир: препы народ демократичный, в хорошем смысле этого слова. И могут себе позволить использовать бесплатные социальные сервисы. Владельцы бизнеса озабочены бдениями про "коммерческую тайну", а значит речь идёт о финансировании ИТ-разработки корпоративных решений. Согласитесь с т.з. человека которого относительно недавно развели на вложение в eL требование оплатить новые примочки выглядит несколько нагло и абсурдно.
Почему в качестве альтернативы не рассматриваются решения типа Google OpenClass. Не очень сведущ, как работает система, может и коллеги тоже? (хотя не факт).
Сюда же попадает вопрос о том, что никто не даёт одночзначного вопроса как померить эффект от такого обучения.
Плюс, возможно, ССО не рассматривается как автономный формат. Если спросить спецов используются соц. сервисы запущенных eL-проектах, может сможем говорить и о наличии тренда.
to Vladimir Nyurenberg:
ОтветитьУдалитьколлега, в ответ на ваш комментарий прищлось ответить постом - http://blog.newedu.su/2013/01/blog-post_18.html - уж больно длинной моя реакция на Ваши мысли вышла.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьССО широко и давно используется преподами и учителями как дополнение к формальному учебному процессу (напр. ВКОНТАКТЕ и др). Это уже данность, а не тренд
ОтветитьУдалить