В последнее время активно обсуждается проблема адаптивного обучения и его практической целесообразности. .
При этом нередко под таким обучением применительно к e-learning разумеется порой и то, что адаптивным обучением, собственно, не является.
В частности, любое ветвление, любой возврат пользователя назад или "перескакивание" вперед в содержании е-курса разумеется как адаптивность (например).
Иными словами всякое ветвление в курсе зачастую несправедливо ассоциируется с адаптивностью.
Увы, не всякий ветвящийся курс является адаптивным по определению.
Что делает учебный процесс адаптивным?
А. Наличие учебного материала разного уровня сложности (обычно, простого, среднего, высокого. К примеру, мне доводилось разрабатывать е-курсы, где материал имеет до 6 уровней сложности) Этим обеспечивается собственно адаптивное учение.
В. Наличие контролирующих вопросов разного уровня сложности. Обеспечивают адаптивный контроль.
С сумме А и В, соответствующим образом связанные друг с другом, и дают адаптивное обучение. С сумме А и В обеспечивают, собственно, индвидуализацию обучения
Управление обучением обеспечивается в адаптивных курсах самими курсами.
На основе анализа текущих знаний учащегося средство обучения определяет, к изучению какой части материала пользователь не готов и предлагает ему сведения, изложенные более доступно или даже предельно доступно, с тем, чтобы позже перейти к более сложному материалу.
Таким образом, адаптивное обучение позволяет:
- учить без типичных для массового традиционного образования пробелов в
индивидуальной подготовке обучаемых,
- выводить их на желаемый уровень обученности.
Адаптивность есть реальный инструмент, позволяющий обеспечивать истинную индивидуализацию обучения. Ни оразноображивание форм и способов доставки контента, ни индивидуализация обучения по месту и времени в действительности индивидуализации обучения в содержательном, познавательном планах не обеспечивают.
Именно благодаря появлению компьютерного обучения реализация адаптивного обучения при необходимости массовой подготовки людей получила аппаратный и программный фундамент. Ни современная массовая школа и вузы, ни формальное корпоративное обучение (наставничество, менторинг и т.п. не в счет) индивидуализации обучения в очном формате в полной мере в условиях массового образования обеспечить не в состоянии.
"Компьютеризация образования позволяет
уменьшить непроизводительные затраты живого труда преподавателей,
сохранить методический потенциал профессоров старшего поколения,
многократно использовать результаты овеществленного труда в форме
компьютерных обучающих и контролирующих программ. Это может также помочь
преподавателям преобразоваться из урокодателя в технолога современного
учебного процесса, в котором ведущая роль отводится не столько и не
только обучающей деятельности преподавателя, сколько учению самих
студентов".
Продолжение последует
Комментариев нет:
Отправить комментарий