На написание этой заметки сподвигла статья Андрея Мирошниченко
«Тренинг как диверсия».
И не только она, но и работа со специалистами корпоративных
университетов (центров), которое все чаще обращают внимание не только на то,
как обучить персонал тому или иному, но и как
- выявить неконструктивные обстоятельства, которые вызвали потребность в повышении обученности и компетенций персонала;
- предупредить негативные последствия от самого обучения (например, уход обученного сотрудника к конкурентам, утечку корпоративных ноу-хау, которые формализуются и выкладываются в курсах и т.п., низкую мотивацию работников к обучению).
Эффективность, да и самая целесообразность существования
электронного обучения, подвергается сомнению. (Увы, небезосновательно зачастую.)
Многие умы прилагают массу усилий, чтобы развеять эти сомнения, думают, как
минимизировать разной генетической природы нежелательные эффекты, сопровождающие
еЛ и … порождаемые им же
В таких ситуациях диверсионный анализ просто «просится» быть
употребленным.
Внешне процедура диверсионного анализа проста: вместо того,
чтобы размышлять, к примеру, как создать эффективный электронный курс, задача
инвертируется, меняется на противоположную: как сделать дорогой и
нерезультативный с образовательной точки зрения продукт. В итоге либо решаются,
либо предсказываются возможные проблемы создания и эксплуатации е-курсов.
Парадокс в том, что ориентируясь сугубо на положительный
результаты, мы невольно сужаем поле своего зрения, упуская, невольно «закрывая
глаза» на массу факторов: предсказуемых и стихийных, закономерных и случайных, -
способных дискредитировать, а то и привести к противоположному результату наши
добрые намерения.
Пример:
Поинтересовался как-то в одной компании (десятки тысяч
человеко-курсов в год): «Что нужно изменить в продуктовых курсах, чтобы вы с
ними с большей охотой работали?». Доминирующий ответ пользователей был таков: "Уберите из курсов анимацию и
бессмысленные картинки. Мешают учиться!".
Довольно неожиданный результат для сторонников визуального мышления
Данный пример иллюстрирует одну важную особенность диверсионного
анализа. Он способен помочь в различении желаемого и действительного. Очень
многие мнения и суждения, доминирующие в среде e-learning’цев (важность
наглядности, иллюстративного оживляжа, как в примере) оказываются не более чем
иллюзиями, испеченными на еL кухне для еL-едоков и весьма далекими от реальности. Стереотипы
мышления (это же само собой … игры – хорошо, инфографика и карты разума – верх совершенства
по определению и т.п.) мешают предвидеть и видеть процессы и механизмы, живущие
сами по себе, объективные, те есть существующие за пределами поля зрения своих
носителей.
Диверсионный анализ, осуществляемый при проектировании как
1)
самих курсов, так и
2) процессов их эксплуатации и
3) применения аудиторией изученного,
думается, мог бы стать одним из элементов процесса педагогического
проектирования электронных средств обучения и самого его процесса.
Не пора ли подумать о разработке специфических методов и приемов
диверсионного анализа применительно к процессам электронного обучения? И не
только корпоративного, но и академического, а также в системе повышения
квалификации и переподготовки.
Любопытная дискуссия по теме публикации возникла здесь: http://www.e-learning.by/Article/E-learning-kak-diversija/ELearning.html#Mess30816
ОтветитьУдалить