Дистанционное обучение позволяет преодолевать пространственные и пространственно-временные "барьеры" в образовании.
С пространством вроде бы все ясно: учебное учреждение (преподаватель) и учащийся находятся вдали друг от друга и общаются посредством разного рода средств коммуникации.
При этом сроки и темп обучения могут быть жестко определены. Преподавание (пере-по-дача) новых знаний и учение совпадает или близки во времени. Управляются курсом или тьютором. Вполне себе массовый и индустриальный подход, который мы сейчас наблюдаем. Отличие от очки, по сути лишь в дистанционности и опосредованности контактов. От этого конвейерность обучения конвейреностью и остается: даже если этот конвейер адаптивный, ветвящийся, на планшетах или на смартфонах.
Автор концепции "независимого учения" Ч.Ведемейер, дабы преодолеть ограничения конвейрного обучения, предлагал разделить обучение и учение, учение и преподавание. Для этого следует
- возлагать больше ответственности на самого учащегося;
- освободить преподавателей от попечительских функций;
- предоставить студентам и взрослым учащимся более широкий выбор учебных курсов, форм и методов их изучения;
- позволять учащимся начинать изучение материала в удобное для них время, ускорять, прерывать или замедлять учение, т.е. изучать материал в темпе, который ему комфортен.
Ведемейер считал, что единственный путь для преодоления
"пространственно-временного" барьера в образовании - это отделение
учения от преподавания в условиях дистанционного обучения. Для этого необходимы отдельное планирование и организация преподавания и
обучения, отношение к ним, как к самостоятельным видам деятельности.
При этом сам учащийся несет ответственность за свои успехи и свободен в выборе сроков и темпов работы.
А от себя добавлю, что попечительскую функцию управления учением (в смысле изменений в мышлении и поведении аудитории) может взять на себя электронное средство обучения. Тогда ДО и станет в полном смысле электронным.
Вот такое постиндустриальное понимание ДО.
Комментариев нет:
Отправить комментарий