вторник, 17 апреля 2012 г.

Про педагогический дизайн

На интересный и весьма полезный материал про ID наткнулся.

Начну с длинных цитат, они того стоят:

Определение

Педагогический дизайн это направление педагогической науки связанное с разработкой и изучением ситуаций, условий, сценариев и объектов, обеспечивающих успешное обучение.
Дизайн как процесс спецификации учебной системы, описание необходимых и формируемых знаний, умений и компетенций, сценариев обучения, деятельности и ресурсов, которые используются внутри этих сценариев.

Система обучения
 
представляет собой структурированный набор материалов, ресурсов, сервисов, человеческой или технологической инфраструктуры, которые поддерживают обучения. Жильберт Пакетт утверждает, что такая система может быть описана в терминах четырех моделей:
  1. модель знаний, которая описывает содержание обучения, текущие и целевые компетентности (область - инженерия знаний);
  2. модель обучения, в которой определена структура курса, учебные деятельности, человеческие ресурсы, инструменты, и других ресурсов, необходимых для обучения (педагогический дизайн);
  3. медийная модель, необходимая для создания дизайна веб-сайта или других ресурсов, а так же всех материалов, используемых на сайте независимо от его формата (разработка программного обеспечения);
  4. модель представления, реализации обучения, которая описывает роль актеров в момент поставки учебного процесса, инструменты и каналы связи, план реализации, управления и обслуживания системы обучения. 
И ни слова про "интересно", "короткие тексты", "изящные слайды". К чему бы это?

8 комментариев:

  1. "Интересно", "изящно" - это отсыл к эмоции, к impression. Статья же, IMHO, о технологии.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо Вам, Владимир. Как точно Вы определили необходимость мотивации (интереса),краткого,но осмысленного текста, визуализации не просто так, а пользы и воображения для. Теперь, что касается дизайна... Я повторюсь, но скажу, что дизайн - это проектирование всех частей учебного процесса, устремленное в будущее(см. Дэниел Пинк "Будущее за правым полушарием". - М.,2009. Нина Сиротенко

    ОтветитьУдалить
  3. Нина,
    можно по-разному определять понятия, в этом нет ничего дурного или неестественного. Куда сложнее их аргументировать и, еще труднее, им следовать.
    Одно дело, когда педдизайн мы определим как "проектирование частей уч. процесса", совсем другое, как в отсылочной статье - науку о создании условий успешного обучения. На практике мы из разных посылок мы получим отличные практические педагогические решения. Не знаю, какое из определений лучше: ИМХО, оба (и обоснованные иные также)хороши. Далее включаются научные предпочтения и реальность. Мне более импонирует 2-е определение, но на практике по ряду причин мне же чаще приходится действовать в рамках ID, очерченных в приведенном Вами определении.
    Мне представляется, что под конкретную задачу (и даже под имеющиеся ресурсы) нужно выбирать разные методики, подходы и даже парадигмы. Для обучения одних лучше подойдет проблемное обучение, других - старое доброе репродуктивное, третьих - эвристическое или коннективизм. Важно, чтобы преподающие могли и умели выбирать под задачу адекватные средства, т.е. владели бы рядом технологий. Если, конечно, они не хворают в XXI веке верой в одно единственно правильное учение.

    ОтветитьУдалить
  4. Юра,
    мой критический пафос вызван тем, что у нас отсылы к эмоциям иные, IMHO, выдают за технологии. В итоге ни эстетики, ни науки/технологии. Ширпотреб непотребнее китайских тапочек-подделок на 3 дня эксплуатации, пока не порвутся

    ОтветитьУдалить
  5. Остается только присоединить, Владимир Валентинович, ко всем хорошим словами о Вашем мастер-классе, которые я сегодня уже сказал и написал на Конференции, еще и свою радость за Ваши теоретические разработки. И пусть они с моими собственными совсем не созвучны, - это и хорошо, что МЫ - РАЗНЫЕ... В сети же, сетево работаем... С СЕТЬЮ.. И НАС, РАЗРАБОТЧИКОВ ТЕОРИИ ДВСО (дистанционного виртуального сетевого обучения) - МАЛО. Удачи Вам!

    ОтветитьУдалить
  6. >>>> такая система может быть описана в терминах четырех моделей:

    -модель знаний, которая описывает содержание обучения, текущие и целевые компетентности (область - инженерия знаний);

    - модель обучения, в которой определена структура курса, учебные деятельности, человеческие ресурсы, инструменты, и других ресурсов, необходимых для обучения (педагогический дизайн);

    - медийная модель, необходимая для создания дизайна веб-сайта или других ресурсов, а так же всех материалов, используемых на сайте независимо от его формата (разработка программного обеспечения);

    - модель представления, реализации обучения, которая описывает роль актеров в момент поставки учебного процесса, инструменты и каналы связи, план реализации, управления и обслуживания системы обучения.


    Вот посмотрите, за что я люблю схемы... Соглашаясь с автором и понимая, что существуют и другие модели описания образовательных систем (Вы сами же упоминали про "концептуальные знания", например), смотрю на схему и вижу, как минимум, еще одно возможное описание - СРЕДСТВА учителя (ег образовательные технологии, общие и частные методики и т.д.)

    http://pedsovet.org/forum/index.php?act=attach&type=blogentry&id=43381

    Gопробовал картинкой , а не ссылкой, но не получилось
    ,
    Атрибут "TARGET" не должен присутствовать в теге

    ОтветитьУдалить
  7. Господину Редюхину:

    Рещил последовать Вашему совету и тоже соорудить схему: http://new-el-de.blogspot.com/2012/04/blog-post_28.html

    ОтветитьУдалить