1. Если разработчик е-курса не гарантирует вам определенного уровня обученности персонала (при условиях N) - откажитесь от услуг разработчика.
2. Если вы не знаете, какой уровень обученности пользователей е-курса вам нужен, не заказывайте этого курса.
3. Если вы все-таки закажете такой курс, знайте, что это не обучающий продукт, а промо-акция (промо-инструмент), способ отбивки бюджета, блажь или имитация обучения (= имитация HRM).
4. Если п. 3 - не ваш осознанный выбор, вас извинит только то, что вы либо повелись на моду, либо на аргументацию продавца е-курса.
По п.1. Странно получается. Вы говорили, что это гарантирует только интерактивная стратегия (в Вашей классификации: инструментальная, интерактивная, презентационная). Но, что при этом и другие стратегии хороши. А по результатам этого поста выходит, что остальные стратегии заказчику не нужны.
ОтветитьУдалитьПо п.2. Возможно, заказчику потребуются консультации разработчика, чтобы понять необходимый уровень обученности (либо нужно быть хорошим специалистом в обучении)
Сама по себе гарантирует только интеракивная стратегия.
ОтветитьУдалитьИнстументальная и презентационная могут дать гарантию только если потом будут организрваны необходимые интеракции в "поле", в процессе работы, коучинга, наставничества и руководства со стороны линейный менеджеров, неформального и естественного обучения (кстати, проектирует все это т.н. педдизайнер).
Но и это не заработает, если не будут созданы организационные условия для а) комфортного обучения б) оптимального применения изученного.
На мой взгляд, трудно не согласиться с постулатами Наумова ;)
ОтветитьУдалитьА что на практике? Имхо, два основных варианта:
1) Заказчик хочет получить не уровень обученности, а бизнес-результат (например, уровень продаж). И хочет оценивать курс/тренера по тому, увеличились ли продажи (игнорируя те факторы, на котрые курс/тренер повлиять не может)
2) В компании-Заказчике нет практики и подходов к измерению текущего состояния обученности и критериев желаемого уровня обученности (хотя бы ЗУНов, необходимых для конкретной работы - и что из них развивается конкретным курсом обучения).
Что с этим делать? Наумов говорит Заказчику "Откажитесь от услуг разработчика...". Зеркальна ли эта ситуация, должен ли разработчик отказываться от заказчика, который не знает критериев и желаемых результатов обучения?
Алексей,
ОтветитьУдалитьможно поступить и зеркально, если, конечно, "профессиональное харакири" входит в планы или так велит "самурайский" долг.
Заказчик и не должен знать многих критериев и прочих образовательных хитростей, не его это дело.
Дело же исполнителя, сделать грамотный продукт, точно проделав предварительно работу по выявлению критериев и путей достижения определенного результата.
Жизнь, однако суровее. Если между заказчиком и разработчкиом нет взаимопонимания, а заказчик готов платить за заведомо несовершенный продукт (и пусть платит!), разработчику стоит идти на компромисс. Суть которого - сделать доступный кусок работы как можно качественнее и добросовестнее, стремясь минимизировать издержки, заложенные в будущий продукт, условиями заказа.
Сейчас правила игры диктует обычно заказчик, исполнитель здесь - сторона страдательная и попросту не выживет, если будет настаивать на своем :(.
Рано или поздно ситуация изменится, тенденция к росту взаимопонимания, ИМХО, прослеживается. А наша блого- и сец.сетевая сфера тому, надеюсь, способствует.
Пока на этом остановлюсь, но пока. С Вашей, Алексей, подачи буду запускать серию постов на темы "Что должен знать разработчик о заказчике e-learning" и "Из опыта общения разработчика с заказчиками e-learning". Присоединяйтесь!
гуд post
ОтветитьУдалить