Как добиться того, чтобы взаимодействие тех, кто учится, с учебной
информацией не свелось бы к механическому запоминанию и бездумному
применению информации.
Если, оно, конечно, надо вам и заказчику обучения.
Рискнем предположить, что кому-то это нужно, и начать разговор о приемах и технологиях обучения в необозримых пределах диалогического подхода. Речь у нас пойдет не только текстовом, но и любом другом контенте и даже о диалоге с реальными объектами или их моделями и симуляциями,, если они являются предметом изучения.
Самым простым, но принципиальным решением в организации диалога с контентом является начало изучения той или иной информации не с изложения материала, а с постановки учебной задачи. Лишь после ее решения учащимся(мися) ему(им) предоставляется эталонное академическое решение задачи с целью сравнения собственного решения с имеющим место в науке или на практике.
Таким образом реализуется обучение на основе опыта учащегося (альтернативная педагогика), а не на основе внешних по отношению к ученику знаний (традиционная педагогика). В этом случае формальное содержание учебной дисциплины становится средством обогащения индивидуального опыта и знаний учащихся. Иными словами, при таком подходе знания выступают не целью, а средством обучения.
Проиллюстрируем вышесказанное примером из практики повышения квалификации e-learning'цев:
Аудитории дается задание:
Перед вами поставлена задача: разработать методику (принципиальную схему /концепцию / технологию или т.п. полного усвоения знаний вашими учениками. В течении 10-20 минут (при очном обучении) или в какой-то фиксированный срок при дистанционном опишите порядок организации учебного процесса и деятельности учителя в рамках этой методики в тезисной форме и/или в виде алгоритма.
(Уважаемый читатель, если хотите испробовать действенность предлагаемого приема прямо сейчас, не читайте этот пост дальше, а затратьте 15-20 минут на выполнение этого задания в письменном виде. Сделав это, продолжите чтение и получите, если не поленитесь, некий результат, и непременно позитивный)
И очно и дистанционно такая работа может осуществляться как индивидуально, так и в парах, группах (wiki, форум, сервисы Google или др.).
Одним из принципов излагаемого подхода (технологии развивающего диалога) является принцип предтекстовости. Его суть состоит в том, что прежде чем узнать, как подобную задачу решали другие (ученые или практики), учащийся должен попробовать решить ее самостоятельно.
По истечении отведенного времени аудитории предлагается эталонный академический материал. Например, такой:
Авторами технологии полного усвоения знаний являются американские психологи Дж. Кэрролл, Б.Блум (тот самый Блум, что педдизайн выдумал, кстати)
Авторы технологии в качестве рабочей гипотезы приняли предположение о том, что способности ученика определяются не при усреднённых, а оптимально подобранных для данного ребёнка условиях, для чего необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам полностью усвоить программный материал.
Дж. Кэрролл обратил внимание на то обстоятельство, что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы условия обучения (одинаковые для всех учебное время, способ предъявления информации и т.д.). Единственное, что остаётся нефиксированным, это... результат обучения. Кэрролл предложил сделать постоянным параметром результат обучения, а условия обучения переменными, подстраиваемыми под достижение каждым обучаемым заданного результата.
Этот подход был поддержан и развит Б. Блумом, который предложил способности обучаемого определять темпом учения не при усреднённых, а при оптимально подобранных для данного ученика условиях.
Эти данные легли в основу предположения о том, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жёстких временных рамок, около 95% обучающихся смогут полностью усвоить все содержание учебного курса. Если же условия обучения одинаковы для всех, то большинство достигает только «средних» результатов.
Проблемы:
1. Разброс успеваемости школьников при усвоении ими содержания образования объясняется не их способностью или неспособностью, а нашим неумением организовать процесс обучения в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и усвоения.
2. В традиционном учебном процессе всегда фиксированы два параметра: темп обучения и способ предъявления учебного материала. Мы объясняем и требуем так, как будто перед нами находится один ученик, а не десятки детей с различными особенностями восприятия, осмысления, запоминания.
3. Единственное, что остается незафиксированным, — это результаты обучения. Пресловутые «тройки», «четверки», «пятерки» за освоение учеником базового содержания образования фактически означают дифференциацию того, что не может быть дифференцировано по определению, ибо должно быть усвоено всеми полностью.
4. Способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного учащегося условиях.
Следовательно, при правильной организации обучения, особенно при снятии ограничений во времени, абсолютное большинство учащихся в состоянии полностью усвоить обязательный учебный материал. В рамках обсуждаемой технологии построение учебного процесса направлено на то, чтобы подвести всех учащихся к единому, четко заданному уровню овладения знаниями и умениями. Источник
Затем аудитории предлагается сравнить их собственное решение с тем. Что предлагает академический текст. Разумеется, целесообразнее делать это сравнение целенаправленно, по заданным тьютором параметрам, например:
При таком подходе оценивается не собственно усвоение нового материала, а умение аудитории синтезировать новые знания, анализировать чужие и оценивать те и другие в сопоставлении, как и учил отец педагогического дизайна Бенджамин Блум. А запомнили ли учащиеся базовый материал про технологию полного усвоения на уровне механического запоминания, можно проверить простым механическим компьютерным или бумажным тестом.
Если, оно, конечно, надо вам и заказчику обучения.
Рискнем предположить, что кому-то это нужно, и начать разговор о приемах и технологиях обучения в необозримых пределах диалогического подхода. Речь у нас пойдет не только текстовом, но и любом другом контенте и даже о диалоге с реальными объектами или их моделями и симуляциями,, если они являются предметом изучения.
Самым простым, но принципиальным решением в организации диалога с контентом является начало изучения той или иной информации не с изложения материала, а с постановки учебной задачи. Лишь после ее решения учащимся(мися) ему(им) предоставляется эталонное академическое решение задачи с целью сравнения собственного решения с имеющим место в науке или на практике.
Таким образом реализуется обучение на основе опыта учащегося (альтернативная педагогика), а не на основе внешних по отношению к ученику знаний (традиционная педагогика). В этом случае формальное содержание учебной дисциплины становится средством обогащения индивидуального опыта и знаний учащихся. Иными словами, при таком подходе знания выступают не целью, а средством обучения.
Проиллюстрируем вышесказанное примером из практики повышения квалификации e-learning'цев:
Аудитории дается задание:
Перед вами поставлена задача: разработать методику (принципиальную схему /концепцию / технологию или т.п. полного усвоения знаний вашими учениками. В течении 10-20 минут (при очном обучении) или в какой-то фиксированный срок при дистанционном опишите порядок организации учебного процесса и деятельности учителя в рамках этой методики в тезисной форме и/или в виде алгоритма.
(Уважаемый читатель, если хотите испробовать действенность предлагаемого приема прямо сейчас, не читайте этот пост дальше, а затратьте 15-20 минут на выполнение этого задания в письменном виде. Сделав это, продолжите чтение и получите, если не поленитесь, некий результат, и непременно позитивный)
И очно и дистанционно такая работа может осуществляться как индивидуально, так и в парах, группах (wiki, форум, сервисы Google или др.).
Одним из принципов излагаемого подхода (технологии развивающего диалога) является принцип предтекстовости. Его суть состоит в том, что прежде чем узнать, как подобную задачу решали другие (ученые или практики), учащийся должен попробовать решить ее самостоятельно.
По истечении отведенного времени аудитории предлагается эталонный академический материал. Например, такой:
Авторами технологии полного усвоения знаний являются американские психологи Дж. Кэрролл, Б.Блум (тот самый Блум, что педдизайн выдумал, кстати)
Авторы технологии в качестве рабочей гипотезы приняли предположение о том, что способности ученика определяются не при усреднённых, а оптимально подобранных для данного ребёнка условиях, для чего необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам полностью усвоить программный материал.
Дж. Кэрролл обратил внимание на то обстоятельство, что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы условия обучения (одинаковые для всех учебное время, способ предъявления информации и т.д.). Единственное, что остаётся нефиксированным, это... результат обучения. Кэрролл предложил сделать постоянным параметром результат обучения, а условия обучения переменными, подстраиваемыми под достижение каждым обучаемым заданного результата.
Этот подход был поддержан и развит Б. Блумом, который предложил способности обучаемого определять темпом учения не при усреднённых, а при оптимально подобранных для данного ученика условиях.
Эти данные легли в основу предположения о том, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жёстких временных рамок, около 95% обучающихся смогут полностью усвоить все содержание учебного курса. Если же условия обучения одинаковы для всех, то большинство достигает только «средних» результатов.
Проблемы:
1. Разброс успеваемости школьников при усвоении ими содержания образования объясняется не их способностью или неспособностью, а нашим неумением организовать процесс обучения в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и усвоения.
2. В традиционном учебном процессе всегда фиксированы два параметра: темп обучения и способ предъявления учебного материала. Мы объясняем и требуем так, как будто перед нами находится один ученик, а не десятки детей с различными особенностями восприятия, осмысления, запоминания.
3. Единственное, что остается незафиксированным, — это результаты обучения. Пресловутые «тройки», «четверки», «пятерки» за освоение учеником базового содержания образования фактически означают дифференциацию того, что не может быть дифференцировано по определению, ибо должно быть усвоено всеми полностью.
4. Способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного учащегося условиях.
Следовательно, при правильной организации обучения, особенно при снятии ограничений во времени, абсолютное большинство учащихся в состоянии полностью усвоить обязательный учебный материал. В рамках обсуждаемой технологии построение учебного процесса направлено на то, чтобы подвести всех учащихся к единому, четко заданному уровню овладения знаниями и умениями. Источник
Затем аудитории предлагается сравнить их собственное решение с тем. Что предлагает академический текст. Разумеется, целесообразнее делать это сравнение целенаправленно, по заданным тьютором параметрам, например:
- Совпадает ли ваше решение с идеями Дж. Кэрролла и Б.Блума?
- Что в обоих решениях общего?
- Что их отличает?
- Чем бы вы дополнили позицию Дж. Кэрролла и Б.Блума?
- Что из технологии полного усвоения знаний вы бы взяли на вооружение?
- Что в ней для вас неприемлемо? Почему?
При таком подходе оценивается не собственно усвоение нового материала, а умение аудитории синтезировать новые знания, анализировать чужие и оценивать те и другие в сопоставлении, как и учил отец педагогического дизайна Бенджамин Блум. А запомнили ли учащиеся базовый материал про технологию полного усвоения на уровне механического запоминания, можно проверить простым механическим компьютерным или бумажным тестом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий