Познакомился с довольно обстоятельным обзором хьютагогики (heutagogy).
(Со страхом употребляю это слово, боясь, что может оно стать очередной писаной
торбой для наших еL-инноваторов).
В материале (на основании ряда солидных источников) представлено интересное
соотношение феноменов "компетенция" и "способность":
Компетенция
|
Способность
|
Доказанная способность в приобретении знаний и навыков.
Когда учащиеся компетентны, они демонстрируют
приобретение знаний и навыков; навыки могут быть повторены и знания получены/восстановлены.
|
Уверенность в собственной компетентности и, как
результат, возможность действовать в знакомых, незнакомых и меняющихся
обстоятельствах.
Когда учащиеся способны,
они имеют возможность принимать надлежащие и эффективные меры, чтобы
формулировать и решать задачи как в знакомых, так в незнакомых или меняющихся обстоятельствах
|
Способным (рискну употребить словечко «оспособленным»)
людям свойственны следующие черты:
- знание, как учиться и постоянно размышлять над процессом обучения, эффективно к нему адаптируясь;
- умение работать в команде, взаимодействовать с другими людьми и быть открытыми к общению;
- творческое применение компетенций, особенно в новых и незнакомых ситуациях, гибкость;
- ориентация на позитивные ценности.
Не определился
пока, как к подобной позиции и к предложенному различительному основанию относиться, но сам заход на внятное отграничение
компетенций и способностей (пусть и для
взрослой целевой аудитории) может оказаться продуктивным. По крайней мере, в
контексте хьютагогики и даже коннективизма и xMOOC в системе повышения квалификации такой подход представляется вполне логичным.
Посты на сходную тему: